Устный счет. Визуальная поддержка. - 22 Сентября 2010 - Блог - Савченко Е.М.





Блог
Меню сайта



Категории
Методическая копилка [19]
ГИА по математике [11]
Математика, 5 класс [22]
Математика, 6 класс [4]

Календарь
«  Сентябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Форма входа


Опросы
Кто посещает наш сайт?
Всего ответов: 4721

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Geo Visitors Map
Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Сегодня нас посетили


Комментарии: 2052
Форум: 26/285
Гостевая книга: 95

Поиск

Кнопка сайта



Приветствую Вас, Гость · RSS 10.12.2016, 17:36

Главная » 2010 » Сентябрь » 22 » Устный счет. Визуальная поддержка.
18:51
Устный счет. Визуальная поддержка.
Организовать фронтальную устную работу по математике в 5 или 6 классе хочется так, чтобы привлечь внимание всех детей. Несколько лет я работала над методической темой "Применение метода активного обучения с привлечением наглядности". Эта работа принесла мне хорошие результаты. Значительно пополнилась моя база наглядных пособий. Наглядные средства обучения имеют большое значение для высокого уровня усвоения изучаемого материала. Много заданий я нарисовала для визуальной поддержки уроков, устного счета.

Я использую обычно бумагу формата А3 или А4. Очень часто использую альбомы и рисую на полном развороте (двойной альбомный лист). Такие пособия удобно хранить в папках. На перемене можно быстро разместить их на доске. Обычно дети уже на перемене разглядывают рисунки и пытаются сочинить, о чем же это задание? Очень хорошая гимнастика для ума! Насмотревшись на перемене на рисунки, они спокойно и уже без лишних эмоций стараются осмыслить решение задания. Это очень важно, чтобы использование на уроке наглядных средств не выводило коллектив детей из нормального рабочего состояния на несколько минут. Наглядные пособия должны помогать осмыслить математическую суть задачи, но не развлекать, отвлекать и не мешать сосредоточиться.

рис


Это не просто рисунок а динамическая модель. Птицы я нарисовала на белом картоне и вырезала по контуру. Они могут занимать другие позиции относительно узла. Можно обратиться с заданием к классу: описать положение каждой птицы. А можно пригласить к доске ученика, чтобы он  разместил птиц на веревке так, как предложат обучающиеся класса.


Большое количество заданий по теме "Буквенные выражения" можно представить в виде рисунков. Рисунок – опорный сигнал. Текст можно даже не озвучивать, а предложить детям составить вопрос по рисунку самостоятельно.

Начало задачи можно озвучить: "Барону Мюнхаузену a лет, а его лошадь на 25 лет моложе..." А вопрос к задаче предложить сочинить детям.

Очень интересные вопросы составляют дети. При таком подходе дети начинают соревноваться между собой: "сколько лет Мюнхаузену?", "сколько лет Мюнхаузену и его лошади вместе?", "во сколько раз Мюнхаузен старше своей лошади".
рис

Задание. Задача из прошлого века. Я так и представляю задачу детям: эта задача из учебника математики прошлого века, когда консервы стоили 72 коп. А вы, ученики XXI века, сможете решить эту задачу!

Женщина заплатила  b руб. за  4 банки консервов. Какую сдачу она получит? Составить буквенное выражение.

Выражение можно записать двумя способами.
  • В копейках: 100b – 4×72.
  • В рублях: b   4×0,72.
рис
К рисунку с яблоком и грушей буквенные выражения уже составлены.
 
Надо подумать, что могут означать эти выражения: x+y,  y–x, 3x, 8y, 3x+8y, 8y–3x, y:x, 30:y?
Замечательное задание из учебника Петерсон Л.Г.

Можно предложить детям составить свои примеры выражений.

рис
Задание. Составить буквенное выражение.

В пакете с кг муки. Из пакета взяли а г муки для приготовления эклеров. Сколько муки осталось в пакете?

Эту задачу можно представить и на других уроках, иначе составив вопрос. Какую часть муки израсходовали? Или: сколько процентов муки использовали для приготовления эклеров?
рис
Колобок 3 ч катился по грунтовой дороге со скоростью c км/ч и 5 ч по лесной дороге со скоростью n км/ч.  Найти весь путь Колобка. Составить буквенное выражение.

Другие вопросы. Какую часть от всего пути составляет расстояние, которое Колобок прокатился по лесной дороге? Сколько процентов от всего пути составляет путь, который Колобок прокатился по грунтовой дороге?
рис
Автомобиль 2 ч ехал по шоссе со скоростью 90 км/ч и 5 ч по грунтовой дороге со скоростью v км/ч.  Найти весь путь. Составить буквенное выражение. (180+5v)

Другие вопросы. Какую часть от всего пути составляет расстояние, которое автомобиль проехал по грунтовой дороге? Какую часть всего пути составляет путь по шоссе? Сколько процентов от всего пути составляет путь, который
автомобиль проехал по грунтовой дороге? Найти среднюю скорость. При изучении многих тем математики этот рисунок будет актуален!

Начав работу с задачей устно, можно сформулировать и более сложные вопросы. Дадим "пищу" для ума более сильным ученикам и оформим буквенные выражения в тетради. Сколько литров бензина израсходует автомобиль? Потребуются дополнительные условия. Расход бензина при движении по шоссе: 6 л на 100 км. Расход бензина при движении по грунтовой дороге: 10 л на 100 км. А сколько денег будет израсходовано на бензин? Дополнительно дать условие: цена 1 л бензина (например, бензин с октановым числом 92).   Вопросов можно составить множество и применить рисунок многократно.
рис

После аварии стрелка спидометра остановилась. Нарушил ли правила водитель, если на данном участке дороге установлен знак ограничения скорости 60 км/ч?

Самое замечательное в приведенных заданиях то, что все они практического, прикладного характера. А с практическими заданиями наши ученики традиционно плохо справляются. И даже их родители порой откровенно признаются, что испытывают затруднения, например, когда необходимо рассчитать сколько обоев надо купить для ремонта комнаты.

рис
Задания для устной работы по теме "Признаки делимости на 3 и на 9".

У мальчика в подарке среди других конфет было 3 одинаковые конфеты. Может ли быть, что три конфеты весят 126г, 118г, 152г?

Аналогичная задача с карандашами. Может ли в 9 коробках быть 216 карандашей, 358 карандашей, 369 карандашей?
Эти задачи в рисунках можно использовать и на этапе актуализации или при закреплении материала.

Самый замечательный итог таких упражнений будет, если вы предложите детям самим составить подобные задания (по желанию, не допуская перегрузки детей домашними заданиями, нарисовать эскиз к своей задаче). И на последующих уроках вы можете предложить детям решить задачи составленные одноклассниками. Лучшие задачи украсят стенд в кабинете и еще не раз привлекут к себе внимание любознательных детей.
рис
Яркий рисунок, несомненно, привлекает внимание детей. Мне кажется, что это важно, при решении задачи о бассейне, чтобы ребенок видел бассейн. При решении задачи о геометрических фигурах ребенок видел эти фигуры. Главное, постараться не "затмить" художественными образами математическую значимость данного рисунка. Не надо изображать лишних смешных героев, которые будут отвлекать детей и создавать атмосферу излишней веселости. Если уж и появляются персонажи, то только с математическим значением.

Например, табличка для темы "Противоположные числа". Персонажи на этой табличке очень важны и несут понимание противоположных чисел. Или табличка о посадке моркови и капусты.


Очень удобно иметь такие наглядные пособия в методической копилке учителя. Вы можете и детям предложить нарисовать к уроку рисунки или провести конкурс.
рис
Рисунок может стать помощником в решении задачи.  Например, если предложить схему для задачи. Схемы очень важны при решении задач на дроби. Применить многие задачи можно многократно. Например, задача о посевах моркови и капусты. Один раз мы решали вопрос о том, какую площадь занимает морковь и какую площадь занимает капуста. В другой раз мы обсуждали, как узнать на сколько гектаров поле с капустой больше поля с морковью. Можно сделать дополнительную небольшую табличку "120 га", магнитом прикрепить, закрывая условие "90 га" и тут же предложить детям решить задачу самостоятельно.

При изучении темы "Проценты" я снова предложила детям эту задачу. Сколько процентов занимает морковь и сколько процентов занимает капуста? (Условие "90 га" можно закрыть чистой табличкой).
рис

Табличка для темы "Противоположные числа".
рис

Задание. Найти фигуры, равные по площади.
 
Ответ: 1 и 3 в первом ряду и 4 во нижнем ряду.

Кстати, предлагая детям такое задание обязательно озвучиваю название фигуры: сектор. Дети в 6 классе еще не знакомы с этой фигурой. Два сектора "складываются" в полукруг. Таким образом, площадь  на 1 рисунке складывается из двух квадратов и полукруга. Два квадрата и полукруг еще на 3 и 4 рисунке.

рис

Какой объем воды в аквариуме? Как сосчитать устно?

80×45×45.  Чтобы сосчитать устно, разложим на множители: 10×2×2×2×5×9×5×9.

Изменим порядок действий:  (10×2×5×2×5)×(9×9×2) = 1000×162 = 162.000
рис
Категория: Методическая копилка | Просмотров: 20927 | Добавил: le-savchen | Рейтинг: 4.2/10
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо за замечательные идеи!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Савченко Е.М. 2009-2016