Возможно ли индивидуализировать образование в современной массовой школе? - 22 Сентября 2010 - Блог - Савченко Е.М.





Блог
Меню сайта



Категории
Методическая копилка [19]
ГИА по математике [11]
Математика, 5 класс [22]
Математика, 6 класс [4]

Календарь
«  Сентябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Форма входа


Опросы
Кто посещает наш сайт?
Всего ответов: 4721

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Geo Visitors Map
Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Сегодня нас посетили
admin, nakiya_valieva

Комментарии: 2052
Форум: 26/285
Гостевая книга: 89

Поиск

Кнопка сайта



Приветствую Вас, Гость · RSS 06.12.2016, 22:52

Главная » 2010 » Сентябрь » 22 » Возможно ли индивидуализировать образование в современной массовой школе?
20:29
Возможно ли индивидуализировать образование в современной массовой школе?
Всероссийский педагогический Интернет-форум «Моя профессия – учитель»
В современной массовой школе возможно реализовать любые идеи. Все зависит от учителя. Желает ли сам учитель самосовершенствоваться, экспериментировать, изучать и принимать новые формы работы с классом. Приведу примеры из своей педагогической практики.

Начиная с 5 класса, я провожу подробный анализ проверочных работ по каждому ученику. Это делают все учителя, отмечая в таблице знаком «+» или «1» верно выполненные задания. Только я отмечаю в этой ведомости знаком «–» задания, с которыми ученики не справились. Эта ведомость становится моим опорным документом в подготовке к каждому следующему уроку.

На первом же уроке после контрольной работы каждый ученик получает карточку со своим вариантом, чтобы выполнить те задания, которые он не смог решить. Ставлю задачу перед детьми, что важно отработать эти примеры, можно обращаться за помощью к товарищам по классу, к учителю.

При подготовке к каждому следующему уроку я определяюсь, кого из обучающихся вызвать к доске, в какой момент урока и какое задание он будет выполнять. Каждый ответ у доски еще не дает ребенку шанс на получение оценки. Ученик уже знает, что ему будет выдано дополнительное задание из тех примеров, с которыми он не справился на контрольной работе. Для каждого ребенка это индивидуальные примеры.

Предложить эти примеры можно по-разному: ребенок выполнит задание в тетради, я тут же проверю решение и укажу на ошибку (важно, чтобы у учителя были все решения под рукой). Или я предложу решить пример самостоятельно на боковой классной доске. После завершения работы ученик садится на место, а проверить его решение я приглашаю другого ученика. Урок при этом продолжается. При такой организации работы, у доски порой одновременно трудятся несколько человек.

Примеры для такой работы я не печатаю, т.к. контрольная работа всегда в нескольких вариантах. Я использую те же раздаточные материалы.

Другой способ организации подойдет тогда, когда изучается новая тема и каждый пример – это новые знания. Нельзя ученика «увести» в сторону отработки его пробелов. Тогда в конце урока я планирую 3-5 минут на самостоятельную работу. Но самостоятельную работу каждый получает индивидуальную. Одни дети «идут» отрабатывать свои минусы. Всему классу дается задание, например, из учебника по новой теме.

Я всегда знакомлю детей с результатами моей ведомости. В первоначальном виде в таблице минусы и оценки.

ФИ обучающихся
3
4
5
6*
Оценка за к.р.
Иванов



3
Петров






4
Сидоров

2
Снегирева







5

По этой ведомости, по каждому ребенку я уже выстроила образовательную траекторию. Петров молодец! Имеет «4». Но у него хорошие шансы заработать «5». И я ему поставлю эту пятерку, когда он решит 4 и 6 задание. Например, он решит эти примеры из второго и третьего варианта, тогда я поверю в его знания и поставлю ему пятерку рядом с его оценкой «4» за контрольную работу.

Иванов будет трудиться над примерами 1в, 2а и 4. У него есть шанс получить «4». Для этого еще раз придется 5 и 6  задание объяснить, т.к. с этими задачами справились плохо. Решать задание №5 будет Петров, а «учителем» назначу Снегиреву.

С Сидоровым самая тяжелая ситуация. Хоть задания 1а и 2б он решил, но не факт, что решит их снова. Поэтому предложу ему 1а, 1б и 1в. Потом 2а и 2б. Причем, я буду предлагать ему эти задания снова и снова, а он снова и снова не будет их решать. Я буду предлагать ему решать эти задания по образцу. Я буду с ним работать индивидуально, когда класс «пыхтит» над трудной задачей. Я назначу ему «учителем» Иванова, который уже давно этот блок отработал. Я постараюсь добиться, чтобы он сделал хотя бы три примера сам! Я призову на помощь родителей, чтобы они повесили у него в комнате табличку с формулами над рабочим столом и проверяли словесную формулировку этих правил. Табличку напечатаю на принтере, потому что не факт, что родители помнят эти формулы.

Таким образом, выстраивая индивидуальную работу, я решаю важные задачи. Каждый ребенок работает над своими ошибками, его рост и успехи оцениваются индивидуально. Не важно, что эти успехи меньше, чем у одноклассников. Получив очередную двойку за мониторинговую работу, девятиклассник порой радуется, что он заработал 5 баллов! И хочет расти! Работать в классе, учитывая индивидуальные способности и интересы каждого ребенка, – это очень большой труд. Требуется временные затраты на этапе подготовки к уроку. Мы заранее должны продумать, как будет организован урок. На уроке не должно быть никаких заминок. Вести урок со всей аудиторией детей и одновременно вести нескольких обучающихся по индивидуальной образовательной траектории, давая  дополнительные пояснения, подсказки или наводящие вопросы, чтобы ученик «двигался» к знаниям, требует от учителя больших усилий.

Привыкнув к такой системе индивидуальной работы, мои дети спокойно и с пониманием воспринимают результаты административных работ в 9 классе. Я им еще раз объясняю, что цель мониторинга узнать проблемные места каждого ученика. К таким работам специально мы не готовим детей. Поэтому, результаты всегда огорчают учащихся. Но, вместе с тем они понимают, что их динамика должна быть положительной и с удовлетворением отмечают, что количество «+» каждый раз больше.

При подготовке к итоговой аттестации особенно важно построить индивидуальные планы для каждого ребенка. С одними детьми мы уже штурмуем задания из второй части, т.к. первую часть они решают хорошо и стабильно. С другими детьми мы будем до самой финишной черты решать задания из первой части.

Результаты экзамена по алгебре, 9Б класс, 2010 г.


ГодЭкзаменИтог


«5»8
8
10Подтвердили свою оценку14
54%
«4»9
7
9
Показали результат выше год. оценки4
15%
«3»9
9
7
Показали результат ниже год. оценки8
31%
«2»
2





Итоги любой письменной работы или экзамена всегда должны быть проанализированы. Кажется, потеряли на экзамене две «4» и две «3». Каждый педагог за цифрами в строчках таблицы, конечно, видит детей. Учитель поименно будет изучать детей, которые показали результат выше или ниже годовой оценки, которая им была выставлена. В чем причина, что одни дети смогли «выжать» на экзамене из себя все, чтобы улучшить результат! А другие решили не особенно стараться, ведь четверка за год уже гарантирует им четверку в аттестате. А может они не смогли собраться или вообще испытали стресс перед экзаменом. Что им помешало? Отвечая на вопросы, я привлеку к общению и родителей. Это очень важно понять, т.к. впереди у детей более важный рубеж – ЕГЭ.

Поселок Зареченск, глухая провинция Мурманской области. Моя первая учительница, Попова Раиса Алексеевна, ежедневно проверяя тетради, в дополнение к домашней работе писала каждому ученику одну-две строчки для прописей. Причем, каждому ребенку она выводила в тетради красной ручкой разные буквы. Одному буквы «у» и «д», другому – буковки «а» и «о». А при проверке тетрадей, она вносила поправки в написанные детские каракули и давала новые индивидуальные задания. И так каждый день, а учеников в классе было более 40 человек. Индивидуально работая с каждым ребенком, она добивалась идеальной каллиграфии.

Поэтому, я не думаю, что препятствием для того, чтобы индивидуализировать образование в современной массовой школе, может стать накопляемость классов. Более того, в наше время существует гораздо больше возможностей. Конечно, это современные коммуникационные технологии. Возможности для профессиональной фантазии педагога просто безграничны.

Реализовать дифференцированный, индивидуальный подход можно через систему карточек-подсказок. Почему нет? Если у ребенка плохая память или он лентяй, пусть в нужный момент на контрольной работе учитель выдаст подсказку, например, правило или формулу (естественно, со снижением оценки за работу). Если у ученика на геометрии проблемы, он не может сделать хороший чертеж по условию задачи или не отличает трапецию от параллелограмма, ну дайте ему карточку с чертежиком.

На геометрии в 10 классе я давала некоторым детям чертеж и даже сочиняла план решения задачи: 1) рассмотри треугольник…, 2) подумай, может он прямоугольный, 3) найди прямой угол, катеты, гипотенузу, составь теорему Пифагора…

Очень много карточек я разработала с образцом оформления решения.

Конечно, выстраивая свой индивидуальный подход, надо взаимодействовать с родителями, постараться привлечь их на свою сторону. Родители могут помочь своему ребенку. И в этом их надо убедить, найти нужные слова и дать советы, как помочь ребенку, например, выучить таблицу умножения. Да, для многих пятиклассников – это актуальная проблема.

У меня есть ученик, который не может осмысленно читать. Родители читали ему вслух ответы на билеты, которые скачали с сайта гимназии.

А вот в том случае, если родители не идут навстречу учителю, равнодушны к своему ребенку, учитель остается наедине с проблемами ученика. Пробуем «прикрепить» к «сильному» товарищу по классу. Родители равнодушны к своему ребенку, а учитель такого права не имеет.

Не менее «хлопотно» учителю работать, если в классе есть способные дети. И снова необходимо выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Ведь им надо преподнести значительно больший объем материала, выйти за рамки школьной программы. Причем, одним надо бы творческий проект предложить, другим – информационный, третьих непременно социальным проектированием заинтересовать. А возможно найдется ученик, способный провести исследование.

А дистанционное обучение только ли для детей-инвалидов? Конечно, нет. Познакомилась с тем, какие формы дистанционной работы предлагаются на сайтах ОУ, персональных страничках педагогов. Я увидела море идей.

Новые формы работы появляются с развитием социальных сервисов. Мы уже можем общаться с учениками в виртуальном пространстве. У нас в гимназии учителя активно используют эти возможности. Дают тренировочные работы, материалы для подготовки к экзамену, «заливая» их на школьный сайт.

К домашним заданиям я публикую материалы консультации. Это динамические презентации. А по системе личных сообщений дети могут задать мне вопрос.

Мои идеи.

Текстовый формат, конечно, традиционен, но не хватает интерактивности. В формате PowerPoint мы уже можем многое и самое главное: у нас есть готовые учебные модули, которые можно редактировать и делать приемлемыми для такой формы учебной работы. С помощью анимаций можно сделать ресурс более информативным, чем, если бы я предложила этот же материал в виде документа Word. Наработок много, можно «подправить» их под продукты для индивидуального обучения. В каком направлении редактировать? Наверное, добавить больше дополнительных пояснений. Ведь на уроке мы при демонстрации презентаций даем устные пояснения, общаемся с детьми, задаем вопросы, постоянно идет обратная связь. Конечно, не плохой вариант записать «живую» речь учителя и параллельно с демонстрацией ребенок будет слышать дополнительные комментарии. Но файл получится непомерно «тяжелый». Другой вариант добавлять на слайд дополнительные текстовые подсказки, ссылки на используемые формулы, формулировки теорем и т.д. Такой продукт будет более интерактивный, ведь он предназначен для самообразования.

Ребенок будет самостоятельно работать с компьютером, ему должна быть понятна навигация в программе, обязательно должна быть обратная связь. В презентации можно вставлять тесты для промежуточного контроля. Один слайд с объяснением алгоритма решения, другой слайд-тест. Тесты закрытого типа и открытого достаточно легко вставлять в презентацию, имея шаблон. Такие продукты учителю необходимо научиться создавать, ведь детей, которые могут заниматься дистанционно достаточно много и не только инвалидов. Например, сломал ребенок руку и надолго выбывает из нормального учебного процесса. А это часто «сильные» дети, которые, вернувшись в класс, еще долго не могут включиться в учебный процесс. Опять нужна индивидуальная образовательная траектория.

Обычные школьники могут почерпнуть дистанционно большой объем дополнительных знаний. Дистанционные курсы будут востребованы, например, при подготовке к экзаменам. Например, я в этом учебном году снова предложила детям билеты для устного экзамена по геометрии в виде модулей в PowerPoint. Эти ресурсы были очень востребованы. Но, разрабатывая дистанционные курсы, выделила главный недостаток работы педагога – большой объем времени, которое затратит учитель на подготовку таких обучающих модулей! Первое мнение о людях, которые этим занимаются – герои коммунистического труда.

Но эти материалы вы можете использовать многократно.

Я разработала курс «Решение текстовых задач». Цель этого выбора: чтобы мой труд помог мне в течение учебного года поработать и со своими девятиклассниками и десятиклассниками.

Я сделала курс в программе PowerPoint. Во всех занятиях использовала единый понятный интерфейс, чтобы ребенок привык к назначению кнопок и тратил время только на осмысление задачи и не напрягался над вопросом «куда кликнуть дальше». Всплывающие подсказки появляются в задуманном учителем месте. Традиционный символ перекрестие на надписи подсказки подсказывает пользователю, что подсказку можно закрыть. Использовала наиболее простой способ перемещения по слайдам – последовательный показ. В занятие включила не только опорные задачи, но задачи повышенного уровня сложности. Важно, что через дистанционные уроки учитель может "прокрутить" различные варианты решения одной и той же задачи, на что на уроках времени порой не хватает совсем или рассуждаем в режиме «скороговорки», не углубляясь в суть. Вот это и есть самое важное значение дистанционной подачи учебного материала: расширить и углубить объем информации.

Можно было бы использовать более мелкий шрифт и разместить на слайде больший объем информации. Но...  время, затраченное на работу жалко. И все время думается о том, что я не хочу тратить свое время на одноразовый продукт «только для дистанционной работы», пусть эти модули можно будет применять и на уроках.

Эта работа помогла мне при подготовке девятиклассников к ГИА.

А также сыграла свою роль для подготовки к переводному экзамену десятиклассников. Проводимые регулярно административные тесты дети писали плохо, говоря на молодежном сленге, они были постоянно «не в теме». Действительно, КИМ ЕГЭ 2010 года 1-й части проверяют знания программы 9 класса, а мы с головой ушли в тригонометрию, нет свободных часов, чтобы вспомнить и восстановить какие-то навыки из «прошлой жизни». Это для нас постулат: «они это должны знать». Да нет, не должны, если не повторить. Повторение – мать учения. А когда повторять?

Я попробовала применить дистанционные занятия с детьми, чтобы подготовить их к промежуточной аттестации. Страница Ученикам.

Начать решила с задания В12. Объясню, почему сразу с 12-го. Потому, что это задание дети даже не выбирали и не решали. А при повторении именно этих заданий я «убъю» двух и, пожалуй, более зайцев. Повторим решение дробно-рациональных уравнений, ОДЗ уравнения, квадратные уравнения и, самое главное, я заставлю детей мыслить. Ведь составить математическую модель к задаче, осмыслить условие, найти взаимосвязи – это очень хорошая «пища» для ума. А значит, затем перекинем мостик к практическим заданиям, где требуется рассчитать наиболее дешевый вариант и пр.

Алгоритмы работы.

В каждом домашнем задании я даю детям дополнительную задачу В12 по алгебре. При этом в день выдачи задачки на сайте публикую подобную задачу, где составляется математическая модель. На слайде показывается подробное, пошаговое объяснение решения задачи. Это очень важно: дать детям не стационарную модель, а динамическую модель. По образцу уже можно разобрать подобную задачу. Реализуется принцип «посмотри – воспроизведи». Т.е. на уроке я не тратила времени совсем.

А как ученик будет работать дома – это уже он сам решит индивидуально. Один будет опираться на готовый образец, читая каждую подсказку. Другой просмотрит, не углубляясь в множество подсказок, ему одного взгляда достаточно, чтобы вспомнить алгоритм решения. Третий вообще презентацию не скачал, а решил сам. Четвертый – ничего не сделал! Важно проверить у всех и убедить последних трудиться.

Дистанционно были предложены задания В8 по теме «Производная». Здесь очень большой объем разнообразных заданий, которых в учебнике не встретишь. Самый сильный аргумент у недовольных ЕГЭ учителей: почему на экзамене нам предлагают задания, которых нет в учебниках. Почему учебник по алгебре и началам анализа часто не коррелируется с контрольно измерительными материалами выпускного экзамена? Учитель должен искать какие-то пути, резервы времени, «перелопатить» тонны материалов. Потратить деньги на приобретение новых сборников, на трафик в Интернете и, кстати, уложиться в 100 рублей в месяц.

Вернусь к теме.

В геометрии я выбрала задание С2. Так как подобные задачи по стереометрии хочу держать на контроле.

В каждом домашнем задании по геометрии дети получали дополнительную задачу С2. Я давала на уроке анонс задачи. Используя модули в PowerPoint, показывала удобный чертеж, коллективно рассматривали варианты построения искомого угла. Затем эти слайды отправляла на сайт, чтобы при выполнении домашней работы дети могли еще раз просмотреть эти модули. А вот решение появлялось на сайте после того, как дети на очередном уроке сдавали тетради на проверку.

Я считаю, что современные технологии дают учителю дополнительные возможности для того, чтобы индивидуализировать образование в современной массовой школе. Важно делиться своим опытом, пробовать разные формы работы в классе. Анализировать, что у вас получилось, а что необходимо совершенствовать дальше.

Категория: Методическая копилка | Просмотров: 2355 | Добавил: le-savchen | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Савченко Е.М. 2009-2016