Цифровые образовательные ресурсы для сопровождения уроков математики в 6 классе - 22 Сентября 2010 - Блог - Савченко Е.М.





Блог
Меню сайта



Категории
Методическая копилка [19]
ГИА по математике [11]
Математика, 5 класс [22]
Математика, 6 класс [4]

Календарь
«  Сентябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Форма входа


Опросы
Чем, на ваш взгляд, обусловлены "двойки" на ЕГЭ?
Всего ответов: 2886

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Geo Visitors Map
Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Сегодня нас посетили
girly070584

Комментарии: 2052
Форум: 26/285
Гостевая книга: 93

Поиск

Кнопка сайта



Приветствую Вас, Гость · RSS 09.12.2016, 22:17

Главная » 2010 » Сентябрь » 22 » Цифровые образовательные ресурсы для сопровождения уроков математики в 6 классе
20:36
Цифровые образовательные ресурсы для сопровождения уроков математики в 6 классе

Материал конкурсной работы.
Диплом I степени Всероссийского конкурса "Педагогические инновации"

1. Актуальность, новизна и практическая значимость.

Использование ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Применение на уроках учебных презентаций, разработанных в среде PowerPoint, способствуют решению развивающих и воспитательных целей, которые мы ставим на уроках математики.

Развивающие:

  • развивать пространственное воображение обучающихся, образное мышление;
  • развивать логическое мышление обучающихся;
  • формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
  • совершенствовать графическую культуру.         

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
  • воспитывать уважение к предмету, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире;
  • работа за компьютером приучает к точности.  

Математика абстрактная наука. Поэтому многим детям дается с трудом. Учителя стремятся сложные математические задачи иллюстрировать схемами, рисунками. Это повышает интерес к изучаемому материалу. В прошлом веке, создавая наглядные средства для уроков математики, я рисовала иллюстрации к текстовым задачам на бумаге. Пешеходы, велосипедисты, насекомые, животные или автомобили двигались с различными скоростями.  Не хватало в моих рисунках одного, но самого главного - движения. Времени на создание рисунка уходило много, а «продукт» получался одноразовый.

С помощью программы PowerPoint можно создавать не просто презентацию-сопровождение для урока математики, а интерактивную модель для демонстрации текстовых задач, решения уравнений и других ключевых тем. Применение интерактивных моделей и динамических презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс.

Работая над проектом «Презентации для уроков математики в 6 классе», я в совершенстве овладела компьютером. Освоив компьютер, разрабатывая программы в PowerPoint, учителя готовят себя к работе с новейшими техническими средствами – интерактивной доске, мобильному компьютерному классу.

В результате работы над проектом появилась огромная коллекция слайдов. Задачи, собранные в презентациях разнообразны по содержанию и по уровню сложности. Слайды ярко иллюстрированы. Данные цифровые образовательные ресурсы составлены для мультимедиа-сопровождения уроков математики в 6 классе и  выполняют иллюстративную функцию в образовательном процессе.

Игровые программы, разработанные в Excel, были апробированы на уроках в компьютерном классе (папка «Игры»). Эти программы использовались для тренинга.            

2. Презентация-сопровождение. Текстовые задачи в PowerPoint. Методика использования анимационных слайдов с элементами мультипликации.

1. Задачи на движение.

Возможности анимации позволили показать учащимся задачи на движение: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием. Создав коллекцию анимационных картинок и используя эффекты анимации PowerPoint (эффект «Пути перемещения»), я стала создавать анимационные задачи на движение. Фрагменты уроков, на которых используются анимационные слайды – яркие и эффективные. Даже дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках,  начали рассуждать, высказываться по поводу возможных шагов в решении задачи. Рисуя задачи в PowerPoint, я могу использовать их неоднократно, так как условия задачи легко заменяемы, можно одну и ту же задачу использовать многократно. Например, упростив числовые данные задачи, можно использовать её для устного счёта.

При работе над текстовыми задачами возникают трудности уже при чтении большого текста. Дети, которые медленно читают, с трудом осмысливают текст задачи. Многие дети не умеют образно мыслить, им не понятно движение вдогонку или с отставанием, как изменяется расстояние.

Преимущество при работе над задачами, используя компьютерные анимационные слайды, в том, что учитель может вернуться на начало задачи, остановиться на отдельных фрагментах, побеседовать с учениками, выслушать различные мнения, обсудить различные способы решения. Преимущество получают и дети, которые раньше не могли понять смысл задачи из-за того, что плохо читают или неосмысленно читают, не умеют образно мыслить.

При составлении задач на движение, я использовала «Справочник по физике и технике» автор А. С. Енохович, в котором есть разделы:

22. Скорости движения в технике.
24. Средние скорости движения тел.
25. Скорости движения в живой природе.
26. Мировые спортивные рекорды.

Пессимистам, которые скажут, что задачи с элементами мультипликации внесут в учебный процесс неоправданное излишнее веселье, хочу напомнить слова из известной песенки: «…учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».         

Я разработала удобный интерфейс для демонстрации задач на движение.

рис  рис

Клик на управляющую кнопку «Показать (2)» надо сделать два раза. В других задачах клик на эту кнопку  надо сделать 3 или 4 раза – эта информация указана на кнопке в скобках.

Алгоритм работы над задачей. 1)  Читаем по учебнику текст. Также текст есть на слайде. 2) Делаю клик на клавишу «показать», начинается демонстрация сюжета задачи (рис. 1). 3) Теперь я предлагаю детям нарисовать на доске схему к задаче. 4) Делаю второй клик по кнопке «Показать», анимационные герои задачи исчезают, появляется схема (рис. 2). Теперь остается сравнить схемы, которые предложили обучающиеся и схему, появившуюся на экране.

Я предполагаю, что в классах с интерактивной доской, работа может быть продолжена. Например,  можно надписать скорости машин на слайде.

Для некоторых задач я применяю другую методику. Текст задачи на слайде можно легко удалить. Продемонстрировав анимационный сюжет задачи, прошу детей самостоятельно составить задачу. Этот способ демонстрации задачи очень эффективен. На экране последовательно появляются условия задачи, ученики не просто смотрят слайд, а напряженно думают: о чём же эта задача, кто её герои, что с ними происходит? Каждый старается придумать свою историю задачи. При демонстрации слайда, каждый ученик напряженно осмысливает сюжет. Какой вид движения, кто участники движения, одновременно или нет, началось движение героев задачи.

Используя эффекты анимации, можно показать задачи на движение по реке. Обучающимся станет понятно, как найти скорость движения по течению, скорость движения против течения, с какой скоростью плывет плот.

Использование анимации и мультипликации для создания слайдов для уроков, способствует развитию пространственного воображения, образного мышления. Как часто мы просим детей «Представьте себе», а если ребенок не может представить? Вот и придет на помощь этому ученику компьютер.

Использование динамических моделей для задач на движение в PowerPoint расширяет возможности учителя. Использование компьютера дает возможность учителю ставить и  реализовать новые развивающие задачи в процессе обучения.

2. Решение задач алгебраическим способом.

Задачи, которые можно решить с помощью уравнения, я представляю в презентациях PoverPoint доступным способом. Текст задачи сопровождается краткой записью – схемой. По такой схеме удобно размышлять над решением (рис. 3). Краткое изложение в виде схемы наглядно и позволяет сразу увидеть зависимости между величинами, осмыслить всю задачу целиком. Осмыслить длинный текст значительно сложнее.

рис    рис

Методика работы над данными задачами может быть разной в зависимости от класса и от целей, которые я ставлю, решая текстовую задачу.

Задача (рис.3). Ученикам было предложено решить задачу с помощью уравнения разными способами. Один ученик предложил взять за х массу апельсинов, проданных в первый день. Другой – предложил обозначить за х массу апельсинов, проданных во второй день. К доске выходят два ученика и решают задачу разными способами.

Предложить эту же задачу можно иначе. Цель: отработка умения «читать» схему к задаче. При подготовке к уроку текст со слайда удаляю. И предлагаю обучающимся только схему. Дети должны сами составить задачу.

Еще один вариант работы над задачей. Цель: отработать умение «перевести» условие задачи с русского языка на язык математической схемы. Я закрываю объектив проектора, чтобы дети не отвлекались на светящийся экран. По тексту задачи в учебнике ученики должны сами придумать краткую запись-схему к задаче. Кто-то из учеников представляет свою схему на доске. А можно пригласить к доске и несколько человек, – посоревноваться с компьютером «Чья схема лучше?». После этого мы смотрим схему, которую предложит компьютер.

Замечание. Если задача не из учебника, то легко сделать второй слайд-дубль, на котором будет только текст.

В 6 классе появляются новые задачи. Переменная содержится и в правой и в левой части уравнения. Обучающиеся знакомятся с новыми правилами решения уравнений. Чтобы осмысленно составить такое уравнение, удобно записывать решение в виде таблицы.

К задачам я сделала удобный интерфейс. Я делаю 2 слайда. На первом слайде текст и мультипликция сюжета задачи. Показ происходит при нажатии на управляющую кнопку «Показать». На каждой кнопке я указываю сколько раз надо сделать клик на эту кнопку. Например «Показать (3)». Клик на кнопку надо сделать 3 раза.

После просмотра первого слайда, предлагаю детям самим подумать над тем, какие величины будут представлены в строках и столбцах таблицы, в какой последовательности, единицы измерения величин. Теперь перехожу на второй слайд (рис. 4) и делаю клик на кнопку «i», появляется таблица. На втором слайде можно повторно посмотреть мультипликацию сюжета задачи. Далее фронтальная работа продолжается, заполняем таблицу, вводим x, выражаем другие величины. Делаю несколько раз клик на клавишу «i». Демонстрируя эти слайды,  удобно чередовать нажатие клавиш «Показать» и «i».

Заканчивается работа над таблицей записью условия, которое поможет сочинить уравнение. Это может быть значок «=»,  фигурная скобка,  стрелка. К доске приглашаю ученика для составления уравнения. После того, как уравнение записано на доске, я закрываю объектив проектора, чтобы светящийся экран не отвлекал детей. Вновь демонстрация нам будет необходима, когда останется дать ответ на вопрос задачи. Корень уравнения не всегда является и ответом к задаче, чтобы найти ответ на вопрос задачи часто приходится сделать дополнительные действия. Поэтому, я открываю объектив проектора и по таблице и схеме к задаче, ученик обдумывает способы вычисления ответа на вопрос задачи.

3. Задачи на дроби.

Большая часть текстовых задач в 6 классе – это задачи на дроби. Задачи я сопровождаю иллюстрациями (рис. 5) или схемами (рис.6). Клик на кнопку «Схема (3)» надо сделать три раза.

рис   рис

4. Иллюстрированные задачи.

Любую текстовую задачу можно ярко иллюстрировать. Конечно, если речь в задаче не идет о двух абстрактных числах. Я давно замечала, как радуются дети, если в задачнике вдруг появится картинка. Они долго разглядывают ее, улыбаются, если она смешная. Когда ученики получают учебники, то слышу радостные возгласы «с картинками», «цветные».

«Почемучки» пятиклассники и шестиклассники прочитав задачу, задают множество вопросов. Кто такой сазан или фазан? Благодаря огромным коллекциям картинок в сети Internet, я смогла показать детям  фазанов и сазанов! Через иллюстрирование задач, можно сделать математику более информативной. В свои задачи я вставила множество картинок: Царь-колокол, Царь-пушка, Эйфелева башня, портреты математиков, картинки животных и т.д. Ведь именно глазами мы получаем максимум информации об окружающем мире.

рис  рис  рис

Эффективность уроков с использованием анимационных слайдов при решении текстовых задач очень высокая. Учитель получает возможность для творчества, теперь можно составить те задачи, которые надо отработать в данном классе. Отпадает необходимость писать длинный текст задачи на доске (да и ребёнку не просто прочесть и осмыслить текст задачи, написанный на доске). Презентация-сопровождение сделает урок более информативным.

Далее я постараюсь объяснить пессимистам, какую информацию несут слайды, на которых яблоки, арбуз, кофточки, кастрюли и т.д. и т.п.

По мнению видеоэкологов, нас окружают гомогенные и агрессивные поля, что очень вредно для глаз. Гомогенным называется видимое поле, на котором либо отсутствуют  видимые элементы, либо их число резко снижено.  Агрессивным называется видимое поле, на котором равномерно рассредоточено множество одинаковых элементов.  Классные комнаты – пример таких полей. Во время урока нам приходится смотреть на доску, на голые парты. Слушая учителя, дети невольно обращают внимание на стены, двери, пол, глазу практически не за что «зацепиться». Глаз – самый активный из органов чувств, он никогда не останавливается. Видеоэкологи настаивают, что при создании искусственной среды обитания человека, наряду с другими требованиями, должны учитывать насыщенность ее видимыми элементами. Поэтому и классные помещения мы украшаем горшечными растениями, яркими иллюстрациями на стендах и т.д.

При подготовке к уроку каждый учитель обязательно продумывает, какой демонстрационный материал будет использовать в ходе урока – для глаз учеников должна быть видимая информация! Расширить диапазон предоставляемой визуальной информации и насытить зрительными элементами урок поможет компьютер. Мне представляется особенно актуальной насыщение видимой среды для учеников Заполярья. Жители Заполярья постоянно живут в необычной визуальной среде – с коротким световым днем зимой и длинным – летом. Я часто замечаю, как мои ученики задерживают взгляд на цветке, изучая его листья, разглядывают стенды. Глаза детей ищут объекты в классной комнате, за которые можно «зацепиться» взглядом. Гимнастика для глаз, которую учителя проводят на уроках в условиях полярной ночи, не снимает проблемы. Используя компьютер, можно насытить видимыми элементами уроки математики. Пусть глаза «радуются» арбузу или яблокам, винограду или анимационным героям. Правда, во всем важна мера, выходить за рамки которой не желательно. Каждый учитель для своего класса эту меру знает.

3. Презентация-тест. Запись времени начала анимации с помощью триггера. Игровые программы с учебным содержанием для 5-6 классов.  

Запись времени начала анимации с помощью триггера позволяет создавать интерактивные обучающие презентации. Определение времени начала анимации не просто придает презентациям интерактивный характер (произвольное перемещение по слайдам), а позволяет создавать новые обучающие программы.  Например, презентация-тест, игровые программы с мгновенной обратной связью. Такие программы будут востребованы в классах с интерактивной доской, когда у  доски работает ученик или учитель с электронным карандашом. Но и в обычном классе, где установлен проектор, эти программы внесут разнообразие в учебный процесс. Важно научиться работать с такими слайдами, разработать методику работы с интерактивными обучающими программами. И когда в наших школах появится современное техническое средство – интерактивная доска, мы будем знать, как с ней работать, какие нам создавать программы.  Также и наши ученики будут готовы работать с интерактивной доской, электронным карандашом.

Я применяю интерактивные презентации-тесты в классе, где установлен проектор. С компьютером на уроке работают и учитель и обучающиеся. Прежде, чем пригласить поработать за компьютером ученика, я ставлю перед ним цель: не просто щелкать мышкой, разыскивая верный ответ, а рассуждать вслух. Как на телевизионной передаче «Кто хочет стать миллионером», участники программы рассуждают вслух. Зрители и телезрители желают услышать логические шаги поиска ответа. Такая же роль и у ребенка, который будет работать за компьютером. Главное не просто найти правильный ответ, а обосновать, рассуждать вслух, выстраивать логическую цепочку рассуждений – именно это ценно для коллектива класса. Ведь в классе есть дети, которые с трудом решают тестовые задания. Некоторые начинают решать «в лоб», не видят иных, порой более простых способов поиска правильного ответа. Такие программы особенно актуальны сейчас, когда на всех ступенях обучения в школе для контроля ЗУН применяются тестовые формы. С введением Единого государственного экзамена в школах России в форме тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим важно начать работу над этой формой контроля в 5 – 9 классах. Это будет в значительной степени результативной подготовкой к данному виду экзамена. Презентация-тест позволяет представить обучающимся на уроке значительно больший объем заданий-тестов. Начертить и написать на обычной  классной доске такое количество тестовых заданий не представляется возможным.          

Дети не только с удовольствием выполняют задания, работая с мышкой, но и очень стараются не допускать ошибок, т. к. весь класс наблюдает за работой счастливчиков. Ошибки, допущенные при выполнении заданий, увидят все. Например, они будут выделены красным цветом или неверно выбранный ответ начнет вращаться и, конечно, ошибку все увидят. На слайдах по теме «Координатная плоскость» неверный клик мыши по точке приведет её в движение и она «улетит» за пределы слайда. «Промах» не останется незамеченным. Итак, ошибочные клики мышкой будут замечены и отразятся на оценке ученика, если такая работа может быть оценена.

Тесты и игры, в которых я использовала запись времени анимации с помощью триггера – это обучающие тестовые формы, слабый ученик может найти ответ и способом «на удачу». Для тестов на результат, конечно, я использую другие тестовые оболочки. Научившись задавать время анимации с помощью триггера, у учителя появляется возможность создавать необычные презентации, применять на уроке нестандартные формы работы с классом. Через игру идет развитие навыков общения ребят с компьютером. 

рис   рис   рис

Применяя интерактивные слайды-тесты и игры на уроках, мы научим детей видеть ссылки. Я обычно говорю своим ученикам «лови пальчик». Через игровые презентации и тестовые программы идет одновременно развитие навыков общения ребят с компьютером. Они научатся видеть гиперссылки, что поможет им при перемещении по страницам сайтов в сети Internet. Эти навыки пригодятся каждому ученику, когда они будут самостоятельно работать за компьютером.  

4. Использование презентаций для демонстрации ключевых тем математики 6 класса.

В своем проекте я сделала попытку охватить все ключевые темы, изучаемые в 6 классе, применить анимации программы PowerPoint для эффективной демонстрации изучаемого материала. Возможности компьютера, как наглядного пособия  качественно нового уровня с возможностями анимации и мультипликации  позволяют показать динамику математических преобразований.            В этом разделе я приведу несколько примеров таких демонстраций.

Анимационные слайды помогают при изучении действий с рациональными числами. При сложении отрицательных чисел, герои любят друг друга. При сложении чисел с разными знаками герои – ссорятся.

«Кто сильнее, чья возьмёт?» Такие слайды помогли моим ученикам запомнить правила сложения рациональных чисел.

Анимационные слайды помогают  при изучении тем: длина окружности, прямоугольный параллелепипед, правила раскрытия скобок, приведении подобных слагаемых и т.д. Важно что, используя  инструменты программы PowerPoint, учитель может создать не просто иллюстрационный материал, а динамические модели для демонстрации на уроке.  Например, на уроке, посвященном решению уравнений с помощью новых, алгебраических правил (перенос слагаемых из одной части в другую) можно увидеть лишь исходный и конечный результат. А на экране монитора можно показать динамику переноса слагаемых из одной части в другую. Слагаемые переходят через «границу» и обменивают «паспорт – знак». Если закон нарушен, появляется полицейский и громко свистит в свисток.

Эффектными получились слайды, объясняющие «правила весов» при решении уравнений: обе части уравнения можно поменять местами, можно увеличить, уменьшить, умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля (Учебник Г.В. Дорофеев, Л.Г.  Петерсон, 6 класс).  

5. Рисование в программе PowerPoint.

Чтобы создавать слайды, надо изучить панель рисования программы PowerPoint и конструктор слайдов (настройка анимации). Трудности при создании слайдов были при поиске анимационных картинок. Картинки в Internet часто очень маленьких размеров. При увеличении растровых картинок теряется качество. Так и не удалось найти автобус, грузовик, трактор, мотоциклиста, пассажирский и товарный поезда, которые часто встречаются в задачах на движение. Научившись рисовать в PowerPoint, я нарисовала эти картинки сама и использовала их при создании коллекций задач.

Используя инструменты панели рисования, я нарисовала фрукты и овощи, бидоны и банки, интерактивные часы и весы, одежду и здания и т.д.    Иногда найденные картинки в Интернете я дорисовываю. Это можно сделать с помощью инструментов «полилиния» и «кривая» (Автофигуры).  Но сразу получить идеальный рисунок невозможно. Я выбираю масштаб 200% или 300% и инструментом «начать изменение узлов» довожу рисунок до совершенства. Расположен он на панели рисования в командах «Действия». Этим замечательным инструментом можно добиться филигранной точности. Освоив этот инструмент, я научилась рисовать в PowerPoint. Рисунки, которые я нарисовала в PowerPoint, я собрала в папке «Картинки».

Ресурсы в разделе Файлы.

Категория: Методическая копилка | Просмотров: 16156 | Добавил: le-savchen | Рейтинг: 4.4/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Савченко Е.М. 2009-2016