Учимся на ошибках - 7 Октября 2012 - Блог - Савченко Е.М.





Блог
Меню сайта



Категории
Методическая копилка [19]
ГИА по математике [11]
Математика, 5 класс [22]
Математика, 6 класс [4]

Календарь
«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Форма входа


Опросы
Оцените новый дизайн сайта
Всего ответов: 2176

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Geo Visitors Map
Онлайн всего: 7
Гостей: 6
Пользователей: 1
nadyaalekseeva1995
Сегодня нас посетили
admin, nakiya_valieva

Комментарии: 2052
Форум: 26/285
Гостевая книга: 89

Поиск

Кнопка сайта



Приветствую Вас, Гость · RSS 06.12.2016, 22:48

Главная » 2012 » Октябрь » 7 » Учимся на ошибках
19:57
Учимся на ошибках

Несколько лет  я работала над проблемой эффективности проведения уроков математики с применением презентационного сопровождения, апробацией различных форм использования ИКТ. В своей статье я обобщаю опыт работы над ошибками обучающихся на различных этапах урока.

Конечно, работать над ошибками можно и без применения ИКТ. Например, при отработке изученного материала я приглашаю к доске 5-6 учеников. Каждый ученик получает задание. Допустим, примеры с многозначными числами, примеры с десятичными дробями, рациональными числами и др. Обучающиеся в классе выполняют эти примеры в тетрадях самостоятельно. С доски никто не переписывает, ведь на доске могут быть ошибки.

Постепенно дети заканчивают свои примеры. К доске приглашаю «учителей». Это могут быть, например, два ученика, которые красным мелом подчеркивают ошибки или ставят знак «+», если пример выполнен верно. Примеры с ошибками ученики должны вернуться и исправить. Работа «учителей» оценивается.

В ходе урока я не спешу сама исправлять ошибки, допущенные детьми в работе на меловой доске. «Ловить» ошибки должны дети. Мотивирую детей пятеркой за внимание. А порой подыгрываю им, благодарю ребенка, что помог мне, сама-то я и не заметила бы!

Составляя задания для фронтальной работы, обязательно включаю примеры с ошибками. Например, это могут быть сканированные работы учеников. В пятом классе дети допускают много ошибок при оформлении работы. Порой это мелочи, но они не украшают тетради.

Оформляю на слайде предложения из рабочих тетрадей учеников. Например.

  • Ответ: Скорость второго велосипедиста 14 км/ч. 
  • Ответ: 14 км./ч. скорость второго велосипедиста. 
  • Ответ: 42 руб стоит тетрадь. 

Эти записи из тетрадей моих учеников. После летних каникул они о многих правилах письма забывают. После слова «Ответ» предложение продолжается, значит, пишем его с маленькой буквы. Названия единиц СИ (Международная система единиц физических величин) пишутся со строчной буквы, после обозначений единиц СИ точка не ставится, в отличие от обычных сокращений. В первом примере записи ответа точка есть – это точка означает конец предложения. В последней записи используется сокращение слова рубли. Это обычное сокращение, значит, должна быть точка.

Обычно к концу сентября эти ошибки «уходят». Дети видят их на доске, в тетрадях.

Записи на языке математики даются детям с большим трудом. Например, встречается частая ошибка при построении математических предложений – это ошибочное использование знака «=». На уроке я даю детям образец оформления записей  решения, но порой домашние задания содержат записи, которые с трудом понимаешь. Я сканирую работу и предлагаю детям найти ошибки в записях или прошу помочь мне понять, что написано в тетради ученика. Играю словами: «Помогите мне разгадать ребус из тетради ученика».

Задание.

Расположите числа в порядке возрастания 

Решение выглядит так:


Действительно ребус. Вроде и ответ правильный, числа записаны в порядке возрастания, но я не понимаю решения! Дети дают объяснения и конечно замечают, что числа, между которыми стоит знак равенства, совсем не равны! Знак применен ошибочно. Да и не обязательно было дробь 1/6 приводить к знаменателю 18. Это единственная положительная дробь, очевидно, что ее надо разместить на последнем месте. Подметили, что в ответе надо было написать исходные числа в порядке возрастания.

После этого разбора приглашаю автора этих записей к доске, чтобы оформить задание грамотно и понятно.

Использование на уроке презентаций дает большие возможности для анализа и отработки ошибок при решении различных заданий обучающимися. Дети очень любят такие задания, каждый стремится первым увидеть ошибки. Некоторые сразу узнают ошибки из своих тетрадей.

Еще пример задания, составленного по следам ошибок в детских тетрадях.

Задание. Укажите равные отрезки.

  

Для прямоугольника ученик сделал запись равных отрезков в цепочку: AB=CD=BC=AD.

Для квадрата ученик написал в самостоятельной работе так: MN = PR; NP=MR.

Вопрос. Какая запись верна?

В первом ответе есть лишний знак "=", во второй записи, наоборот, можно добавить еще один знак "=". Обязательно прошу дать пояснения.

Задание с автоматической проверкой ответов для 5 класса «Вычислительные цепочки».

рис

Заранее придумываю, кто будет решать задание, чтобы была возможность поработать над ошибками.

Ученик за моим компьютером заполнил вычислительные цепочки. Но проверка показала, что правильно выполнено только 6 примеров. Я включаю мультимедийную доску, применяю инструмент «Захват» и приглашаю желающего ученика поработать в роли учителя и выделить красным цветом ошибки. Мотивация к работе в роли учителя, да еще с электронным пером очень высока!

Главные правила при работе над ошибками – это анализ ошибок ученика. Важно  научить детей анализировать свои ошибки; классифицировать ошибки по темам; развивать умения составлять индивидуальную траекторию работы над ошибками; учить находить необходимую информацию по темам, которые необходимо отработать.

В приведенном примере мы выяснили характер ошибок. Ученик не четко знает правила нахождения неизвестных компонентов: слагаемого, делимого, множителя. Правила озвучили. Ребенку даны распечатанные правила. Необходимые материалы можно найти и на сайте учителя.

Мотивируя детей на изучении темы урока, я предлагаю динамические модули, наглядно показывая, где пригодятся новые знания. А если тема не усвоена, какие ошибки нас подстерегают. Задачи с ошибками по теме «Округление» в прикрепленной презентации. Такие задания мотивируют детей. Дети понимают, что очень важно не делать ошибок при округлении.

Слайды «Прямая, отрезок, луч» составлены по следам ошибок в самостоятельной работе. При просмотре слайдов детям дается задание «ловить» ошибки. Подобные упражнения очень полезны для обучающихся. Это активизирует внимание, дети «ловят» все мои ошибки, не упуская из вида мелочей. Однажды я на слайде для обозначения луча  вместо латинской «D» написала «Д». Заметили!

В старших классах я также предлагаю детям слайды с ошибками. Такие модули удачно «вписываются» в любой этап урока: актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление. Все зависит от целей учителя, где именно необходимо сделать акцент, заострить внимание детей. Вот пример модуля с ошибкой. Мои ученики не увидели ошибку и с энтузиазмом перерисовывали графики в тетрадь. Синусоиду сдвинули, стали размышлять, как сдвинуть параболу. Так как ошибка была не замечена, то я прокрутила колесико на мышке, и вернула параболу у=х2 в исходное положение: вершина в точке (0;0). Правильно ли построена парабола? Не видят… Пришлось напомнить о единичном отрезке, который мы выбрали при построении синусоиды – это 1 сантиметр. Проверьте, правильно ли отмечены ключевые точки (1;1), (2;4), (-1;1), (-2;4), с учетом выбранного единичного отрезка?

рис

Старшеклассникам после решения задачи прошу проанализировать, какие знания нам помогли решить задачу. Ученик перечисляет теоремы из курса математики, которые были применены в решении. Например, в первом действии применили теорему о параллельности трех прямых, во втором действии признак подобия треугольников, далее было составлено  соотношение сходственных сторон подобных треугольников и применено основное свойство пропорции. Обязательно акцентирую внимание на действиях, где допущены ошибки: «Где допущены ошибки? Какие пробелы в твоих знаниях?». Ученик сам называет ошибки, учитель дает рекомендации, что надо повторить и где найти материал.

В старших классах полезно анализировать ответ, т.к. это дает ученику возможность понять, за что снижена оценка. Ведь часто дети при оценивании вдруг начинают обижаться, что так много решали, писали, чертили, а оценка «3». После анализа ошибок ребенок понимает объективность оценки. При анализе напоминаю, из какого класса «тянется» ошибка. Если ошибка на формулы сокращенного умножения, замечаю, что ошибка из 7 класса. Детей с завышенной самооценкой обычно эта информация «опускает на землю», т.е. имеет позитивный воспитательный эффект. И, конечно, мотивирует заняться самообразованием, ликвидацией пробелов.

При построении индивидуальной траектории ликвидации пробелов старшеклассников очень эффективными подспорьем стал мой сайт, где я размещаю дополнительные материалы в электронном виде для самоподготовки. При обнаружении устойчивых ошибок, я даю детям ссылки на материалы, которые можно свободно скачать или заниматься в режиме онлайн.

Появились новые возможности для работы над ошибками. Коммуникационные технологии помогают работать над ошибками уже не только с моими учениками, но и с учениками из других школ. Дети, мотивированные на получение знаний, работают на сайте с обучающими тестами. Но порой понять свои ошибки без помощи педагога не могут и обращаются за помощью в комментариях. рис

Хочется отметить, что у учителя есть достаточно инструментов, чтобы дать консультацию. Современные web-технологии позволяют легко размещать не только текстовый контент, но и графику, скниншоты рисунков. Специальные инструменты помогут записать математические формулы, например, Google или http://www.sciweavers.org/free-online-latex-equation-editor  

рис

Дети находят ошибки в моих материалах.  

рис

Работа над ошибками – неотъемлемая часть методики преподавания любого предмета. После исправления ошибок в тетрадях важно проводить работу на уроке, акцентируя внимание на ошибках. Работу, которая проводится на уроке, важно построить так, чтобы учащиеся с интересом отнеслись к ней. В этом мне помогают методические приемы работы над ошибками с применением цифровых ресурсов.  

Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.
Томас Карлейль

Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

Конфуций

На своих ошибках учатся, на чужих - делают карьеру.

Михаил Жванецкий
 

Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их.
Леонардо да Винчи

Ошибки молодых — неиссякаемый источник опыта для тех, кто постарше.
Веслав Брудзиньский

Афоризмы про ошибки  http://www.genialnee.net/themes/oshibka/page_1/


В прикрепленном файле несколько примеров, 8 заданий.
Файл  [скачать, 453 Kb]







Доклад подготовлен для сетевого мероприятия на сайте http://eorhelp.ru/.

Интернет-конференция "Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе". 
Секция "Возможности использования ЭОР в образовательном процессе".

рис



Полностью доклад здесь
>>>

Наверное, будет доступен только зарегистрированным пользователям.

Категория: Методическая копилка | Просмотров: 5437 | Добавил: admin | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 2
2  
Уважаемая Елена Михайловна, низкий поклон Вам за Ваш благодатный труд. А статья об ошибках на многое открыла мне глаза. Я как-то не очень придавала этому значение. СПАСИБО!

1  
Большое спасибо за интересные работы.Елена Михайловна,я хотела бы узнать,какой интерактивной доской вы пользуетесь.Хотели приобрести в кабенет,но не знаем какая для математиков лучше.Заранее спасибо за возможный ответ.
Ответ: Интерактивная доска Hitachi StarBoard FX-77GII фото
Программное обеспечение: StarBoard Software 8.1
Мне эта доска нравится, я быстро научилась с ней работать.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Савченко Е.М. 2009-2016