Должен ли учитель уметь рисовать? - 7 Мая 2013 - Блог - Савченко Е.М.





Блог
Меню сайта



Категории
Методическая копилка [19]
ГИА по математике [11]
Математика, 5 класс [22]
Математика, 6 класс [4]

Календарь
«  Май 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Форма входа


Опросы
Чем, на ваш взгляд, обусловлены "двойки" на ЕГЭ?
Всего ответов: 2884

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Geo Visitors Map
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня нас посетили


Комментарии: 2052
Форум: 26/285
Гостевая книга: 90

Поиск

Кнопка сайта



Приветствую Вас, Гость · RSS 04.12.2016, 02:51

Главная » 2013 » Май » 7 » Должен ли учитель уметь рисовать?
20:22
Должен ли учитель уметь рисовать?


Конкурсная статья « Образование 3.0»
Работа заняла 3 место. Итоги конкурса здесь >>>>>

 

 

Должен ли учитель-предметник уметь рисовать? Должен ли уметь рисовать учитель математики? Постараюсь ответить на этот вопрос, приведя множество примеров.

Конечно, с появлением компьютера и принтера можно готовить рисунки для уроков быстрее. Компьютерный рисунок можно сделать динамичным – это несомненный плюс. Но рисунки на бумажных носителях не перестанут быть актуальными. Эти рисунки могут быть стационарно размещены в классе на доске или на стендах. Таким образом, необходимая информация будет всегда перед глазами. Визуальная информация для детей  порой более информативна, чем текст учебника или речь учителя. В ходе урока, полотно доски заполнено формулами, примерами... Небольшая формула на альбомном листе, оформленная яркими красками гуаши, дает глазам детей "пищу", взгляд ищет за что можно "зацепиться".

Рисуем задачи

Текстовые задачи удобно представлять на рисунках и схемах, т.к. можно сэкономить время на прочтение текста задачи (если мы не ставим целью на уроке отработку осмысленного чтения текста задачи, где приходится читать и перечитывать задачу, разбивая текст на части, выделяя ключевые условия, отрабатывать буквально каждую фразу из задачи). Если задача представлена в виде рисунка, то «погружение» в условие задачи произойдет быстрее. Такой формат подойдет для отработки типовых задач, для устной работы.  

Задачи на движение, представленные в виде рисунка, дают возможность ребенку пофантазировать, представить, что произойдет в результате движения, встретятся герои задачи или нет. Часто я предоставляю возможность детям самостоятельно сочинить задачу по предложенному рисунку.     

Примеры задач.

рис

Собака бросилась догонять хозяина когда расстояние между ними было 1,8 км и через 3 минуты его догнала. С какой скоростью шел хозяин, если собака бежала со скоростью 0,7 км/мин?
Арифметический способ обсуждаем устно. Вопрос-подсказка: зная расстояние 1,8 км и время 3 мин, какую величину можно найти? - Скорость. (Прошу дать словесную формулировку правила нахождения скорости). Какую именно скорость мы вычислим? - Скорость вдогонку.
1) 1,8 : 3 = 0,6(км/мин) скорость вдогонку.
А вот со вторым действием не сразу справились. И все же придумали. 2) 0,7 - 0,6 = 0,1 (км/мин) скорость человека.
А в тетрадях записали второй способ - алгебраический.
Скорость пешехода х км/мин
Скорость вдогонку (0,7-х)км/мин
S=1,8 км
t=3мин
Начертили схему и составили уравнение: (0,7-х) * 3 = 1,8 (использовали взаимосвязь: скорость * время = расстояние).
Используя правила нахождения компонентов уравнения, решили уравнение. Напомнила детям, чем хорош алгебраический способ. Если сравнить с двумя действиями первого способа, то это решение получилось более длинное. Мы потрудились и составили уравнение, а далее "уравнение думает за нас"! Посмотрим, где первое действие 1,8 : 3 нам повстречалось в уравнении? Где второе действие 0,7 - 0,6 встретилось? Мы применили правила решения уравнения по компонентам и получили правильный ответ: 0,1 км/мин.
Дополнительное задание. Выразим ответ в других единицах измерения. 0,1 км/мин = ... км/ч. Мы получили 6 км/ч. Возможна ли такая скорость для пешехода? Вспомнили, что средняя скорость пешехода 4км/ч. Т.е. пешеход идет достаточно быстро. А не заметили ли вы ошибок на рисунке? Художник допустил ошибку. Скорость собаки больше, значит, стрелка должна быть более длинной. Проверьте свои схемы в тетрадях, а вы правильно нарисовали схему?

 

[Кликните по изображению, чтобы посмотреть все рисунки в папке]

 
 

Предложенные рисунки к задачам – это одноразовый продукт. Применить их можно только один раз. Более интересен тип задач, которые можно применить многократно – это задачи со сменными условиями. Например, к классической задаче на вычисление процента от числа можно составить две обратные задачи: вычисление целого числа по его проценту и вычисление процентного отношения.

рис

Задача 1. В магазине работают 60 человек. 15% всех работников составляют мужчины. Сколько мужчин работает в магазине?

Первую задачу я формулирую для детей. А затем меняю карточки-условия в "карманчиках" и предлагаю детям сформулировать обратную задачу самостоятельно.

Задача 2. В магазине работает 9 мужчин – это составляет 15% всех работников. Сколько всего человек работает в магазине?

Задача 3. В магазине работают 60 человек. Из них 9 мужчин. Сколько процентов всех работников составляют мужчины?

Сменные карточки условия вставляются в карманчики. Буквально на глазах из одной задачи можно получить обратные. Впервые эти задачи дети видят в 5 классе, а в шестом классе, мы уже систематизируем все алгоритмы решения этих трех ключевых задач. Например, чтобы найти процент от числа можно применить три способа. 1 способ  60 : 100 * 15; 2 способ 15% = 0,15; 60 * 0,15; 3 способ решения с помощью составления пропорции.

Карточки к задаче.

  1. Карточка "60 чел.", на обратной стороне надпись "?".
  2. Карточка "15%", на обратной стороне "?".
  3. Карточка"? чел.", на обратной стороне "9 чел."

Я предлагаю детям творческие задания по составлению текстовых задач.

рис

Пример творческой работы. Ученик получил задачу.

При обработке детали из отливки массой 40 кг в отходы ушло 4 кг. Какой процент составляет масса детали от массы отливки? Задание: составить обратные задачи и сделать рисунок.

Ученик подготовил рисунок для демонстрации задачи в классе и составил обратные задачи (на обратной стороне листа). На фотографии видны "карманчики" для сменных карточек-условий.

Деталь составляет 90% от массы отливки. Какова масса отливки, если масса детали 36 кг?

Масса детали составляет 90% от массы отливки. Какова масса детали, если масса отливки 40 кг?

Текстовые задачи я подбираю так, чтобы содержание задачи можно было представить в виде рисунка, т.е. это задачи про самолет, машины (специально для мальчиков), виноград, яблоки и т.д.

Иногда только рисунок даст детям понимание решения задачи. Рассмотрим задачу. Сколько в действительности времени, если часы отражённые в зеркале показывают 9ч, 8ч, 6ч 15мин, 10ч 40мин. Когда часы и их отражение покажут одинаковое время?

Чтобы показать решение, я нарисовала 4 рисунка: часы на бумаге показывают 9ч, 8ч, 6ч 15 мин, 10ч 40 мин. Сначала показываю, например, рисунок, на котором стрелки показывают время 9ч. Когда нашелся ученик, давший правильный ответ, я переворачиваю изображение, прохожу между рядями и показываю детям рисунок обратной стороной на свет. Очень хорошо видно, что время 3 ч.

Дети с удовольствием включаются в работу по созданию рисунков к задачам. В рамках Недели математики мы не раз проводили конкурсы задач в рисунках. Примеры творческих работ обучающихся >>> & >>> & >>> & >>> & >>> & >>>

Рисуем формулы

При изучении формул я не пользуюсь готовыми плакатами, а рисую свои таблицы. Использую формат А3. Это позволяет компактно хранить эти материалы и быстро приготовить к уроку. Иногда в ходе уроке возникает необходимость напомнить детям забытую формулу, поэтому удобно их держать всегда под рукой.

Таблица "Прямоугольный треугольник" состоит из трех листов формата А3. Вообще, для таблиц и рисунков этот формат очень удобный. Листы не тяжелые, их легко и быстро можно разместить на доске с помощью магнитов. Я рисую таблицы фломастерами, получается очень быстро. Затем разукрашиваю гуашью, т.к. фломастер быстро выгорает.

Примеры.

рис  рис

Таблица формул "Площади" часто используется в 10-11 классах. Буквы выгорели, стали блеклыми. А я снова разукрасила красками гуаши (реставрация) и таблица стала, как новая  >>>

Оформляем кабинет

Учителю важно научиться рисовать карандашами, гуашью, акварелью, фломастерами. Уметь работать кистью и плакатным пером. Плакатным пером можно быстро подготовить рисунки для демонстрации, а можно разместить их в классе, чтобы дети посмотрели материал и на переменах. Например, на следующих рисунках представлены символы, которые использовали математики в своих работах. Рисунки подготовлены для экскурса в историю математических символов на уроках математики.

[Кликните по изображению, чтобы посмотреть все рисунки в папке]

 

 

Большие возможности для создания наглядности появились благодаря компьютеру. Техника: печатаю на компьютере буквы (шрифт - только контуры букв), а затем разукрашиваю гуашью. Примеры оформления надписей для кабинета >>>>>

Для оформления кабинета учителю очень важно уметь рисовать, понимать правила оформления и дизайна. Компьютер и краски принтера не заменят гуашь, т.к. очень быстро выгорают и теряют привлекательность. Оформление папок >>>  Фотоальбом >>>

Рисуем декорации к праздникам

В XXI веке учителю важно научиться рисовать не только в реале, но и виртуале. Учителю обязательно надо изучить инструменты графического редактора, например, программы PowerPoint, уметь работать в Paint. Эти программы я постоянно применяю для создания рисунков и чертежей к урокам, а также для оформления страниц сайта.

Появившаяся в классе мультимедийная доска дала новые возможности для создания рисунков-декораций для оформления выступления детей на праздниках. Увеличивая готовые рисунки, которые дети нашли в сети Интернет, мы получаем качественные декорации для спектаклей. Детям остается лишь подобрать яркие цвета гуаши и разукрасить.

Приглашаю посмотреть какие яркие и большие рисунки мы с детьми сделали к спектаклю «Бармалей». Театральный фестиваль в гимназии, 2013г., сценарий, видео спектакля, декорации >>>>>

Рисунки к смотру-конкурсу инсценированной песни мы сделали также с помощью мультимедийной доски. Апрель 2013г. Видео >>>>>

рис рис рис

[Кликните по изображению для увеличения рисунка]

В нашей песне есть слова "Мы дети России", поэтому мы нашли в Интернете детей (некоторые из них поют, видите у них рот "колесиком"). Еще мы нарисовали колосья пшеницы, космонавта в ракете и веселое солнышко на облаке. Изображения наклеили на картон, вырезали и укрепили на палочке (палочку обмотали скотчем, чтобы наши ручки не пострадали от заноз).

Если вас заинтересовала статья, то предлагаю посмотреть другие материалы, представленные на сайте. Возможно, вы найдете для своей работы интересные творческие идеи. 

Ссылки на другие страницы сайта 

Мое творчество

Использование рисунков в оформлении страниц персонального сайта учителя

Творческие работы обучающихся  

Использование рисунков на персональном сайте

Сканированные рисунки я использую для оформления страниц сайта. Это придает страницам оригинальный вид. А главное - это эксклюзив! Ваши рисунки и рисунки ваших учеников сделают ваш сайт неповторимым.

Рисунок на странице "Карта сайта"
рис


Страница "Подготовка к ЕГЭ", два рисунка.
рис
рис


Рисунок со страницы "Для учителя".
рис


Рисунок со страницы "Творчество учащихся".
рис

 
Советы web-мастеру

Прежде, чем размещать сканированное изображение на персональном сайте (или вставить сканированный рисунок или фотографию в презентацию) необходимо подготовить изображение.

Оптимизировать, т.е. уменьшить размер. Изображения надо обязательно слегка осветлить, усилить контраст.

Удобная, простая, доступная программа для работы с изображениями: Picture Manager.





PS

Для себя я давно ответила на вопрос "Должен ли учитель уметь рисовать?"
А Вы?
Если у Вас есть интересные примеры использования наглядности на уроках, внеклассных занятиях, праздниках, поделитесь своими идеями в комментариях. Вы можете также привести ссылки на интересные материалы в сети Интернет.


«Если у вас есть идея, и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи»
 Дж. Б. Шоу

 

 

 

 

 


 

 

Категория: Методическая копилка | Просмотров: 3681 | Добавил: admin | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 1
1  
Ну если то как рисуете Вы назвать -"уметь рисовать", то можно использовать требование - "должен".
Статья имела бы смысл, если называлась бы "Должен ли использовать рисунки учитель математики".
"Уметь рисовать" - Вам смой не знакомо такое умение, это скорее дар, а не требование к человеку.
С таким же успехом Вы можете опубликовать статью "должен ли учитель уметь петь, плясать, играть виртуозно на муз. инструменте, вырезать по камню, ковать металл, делать скульптуры...."
Вот, например даже в Вашей презентации
http://www.slideboom.com/presentations/396409/%D0%97%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%B5% D0%BD%D0%B8%D0%B5
Сколько рисунков нарисовано Вами, а сколько взято готовых?
Причем все сложные и красивые (сложные, анимированные) рисунки (которые делают презентацию действительно красивой и наглядной) - заимствованы (как и во ногих других Ваших презентациях). Это те рисунки, на которые бы у Вас ушли месяцы рисования, плюс нужно еще уметь мультиплицировать анимацию. Сколько бы времени учитель (Вы) потратил рисуя все это (даже если умеет рисовать)?
Причем именно Ваши простенькие рисунки сводят на нет всю красочность презентации с заимствованными рисунками нарисованными художниками, как ложка дегтя.
Может учителю лучше делать хорошие презентации и много к каждому уроку заимствуя готовые рисунки как и Вы, чем сидеть месяцами вырисовывать несколько анимированных картинок для одной презентации, как Вы советуете в статье. Вы и сами это не захотели делать воспользовавшись готовым. Рисование как хобби для тех кому нравится - ДА, но зачем это позиционировать как "должен", тем более если Вы сами отходите от этого принципа как чуть сложнее.
Сделали ли Вы столько хороших презентаций, если бы сами вырисовывали каждый красивый элемент, а не заимствовали бы?
Да и дети насмотревшись на непрофессиональные хобби-художества, потом на уроке рисования будут думать, что и так сойдет - ведь так рисует аж учитель математики.
Я считаю полезным в этом деле была бы кооперация с учителями рисования. Например, они делают хорошую графику (анимацию), а им помощь по программированию повер-поинт.
Но хотя, может Ваша статья и справедлива для нескольких учителей математики, которые действительно имеют талант рисования.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Савченко Е.М. 2009-2016