Сетевые конкурсы ребусов - 25 Мая 2013 - Блог - Савченко Е.М.





Блог
Меню сайта



Категории
Методическая копилка [19]
ГИА по математике [11]
Математика, 5 класс [22]
Математика, 6 класс [4]

Календарь
«  Май 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Форма входа


Опросы
В какой социальной сети у вас есть аккаунт (учтная запись)?
Всего ответов: 2226

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Geo Visitors Map
Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Сегодня нас посетили


Комментарии: 2052
Форум: 26/285
Гостевая книга: 95

Поиск

Кнопка сайта



Приветствую Вас, Гость · RSS 10.12.2016, 17:39

Главная » 2013 » Май » 25 » Сетевые конкурсы ребусов
14:15
Сетевые конкурсы ребусов
Учитель дистанционно способен предоставить большой и разнообразный объем ресурсов, мотивируя детей к просмотру позитивного контента Интернета.

Предметные Недели – это традиционные мероприятия в школе. Планируя Неделю математики в гимназии, мы стараемся предложить обучающимся разнообразные творческие конкурсы и мероприятия. Не все могут проявить себя в математических олимпиадах. Наша цель: дать всем детям возможность участвовать в интеллектуальных и творческих конкурсах, творить, испытать удовлетворение от победы.

В рамках Недели математики я разрабатываю сетевые конкурсы математических ребусов.

Цель: популяризация среди обучающихся 5-6 классов занимательных ребусов.

Задачи:
– обучение основным правилам разгадывания ребусов;
– развитие устойчивого интереса к сетевым творческим проектам;
– развитие навыков работы в сети Интернет.

Ребусы – это загадки, в которых зашифрованы слова. Чтобы разгадать слово, необходимо разобраться в рисунках и замысловатых комбинациях букв, цифр и других символов. В ребусах используют ноты, запятые, стрелки. Изображения часто переворачивают. Хитрых способов усложнить ребус существует множество, порой сложно догадаться, что изображено на пиктограмме. Поэтому, разгадать ребус, опираясь только на правила, не всегда возможно. Хитроумный ребус потребует от ученика интеллектуальных качеств. Взявшись за разгадывание ребусов, ребенок развивается, разносторонне тренируя свою память, сообразительность, воспитывая упорство.

Часто учителя используют ребусы на уроках. Например, зашифруют тему урока или какой-нибудь новый термин. Красивый момент урока занимает порой секунды, но привлекает внимание и, несомненно, мотивирует обучающихся к изучению нового материала. Занимательные задания всегда привлекательны для детской аудитории.

Работа над подготовкой к конкурсу ребусов была организована в рамках персонального сайта учителя с целью привлечения внимания к конкурсу не только обучающихся 5-6 классов гимназии, но и детей из других школ. Активно посещали площадку родители и обучающиеся из других параллелей.

На сайте организовано обучение правилам разгадывания занимательных ребусов.
Главная цель обучающих программ: познакомить детей с основными правилами составления ребусов.
Задачи: организовать дистанционный тренинг с помощью интерактивных онлайн форм с мгновенной обратной связью, заинтересовать математическими ребусами.

Интерактивные обучающие тесты.


Я использовала тестовую форму, которая работает на обучение. Дети могли ввести ответы к ребусам в текстовые поля теста и сразу получить информацию о своем ответе. Кроме того, в комментариях подробно поясняется, как сформирован ответ по картинкам и комбинациям букв в ребусе. По окончании работы пользователь увидит свои итоги: сколько ребусов он отгадал, в каких заданиях дал неверный ответ. Можно сделать новую попытку разгадать задания самостоятельно, для этого надо перезагрузить страницу и кнопки теста будут снова активны. При выполнении множества подобных заданий компьютер выступает, как бесконечно терпеливый репетитор (компьютерный тренаж).

Разработанные онлайн формы размещены на сайте учителя и доступны всем посетителям. Это шесть страниц:
• Математические термины в ребусах http://le-savchen.ucoz.ru/board/8-1-0-19
• Математические термины в ребусах http://le-savchen.ucoz.ru/board/8-1-0-20
• Математические термины в ребусах http://le-savchen.ucoz.ru/board/8-1-0-21
• Ребусы с буквами http://le-savchen.ucoz.ru/board/8-1-0-22
• Ребусы с буквами http://le-savchen.ucoz.ru/board/8-1-0-23
• Учимся разгадывать ребусы http://le-savchen.ucoz.ru/board/8-1-0-24

Для оформления ребусов я использовала картинки, свободно распространяемые в сети Интернет, а также авторские рисунки и рисунки обучающихся. Все ребусы оформлены в едином стиле. Качественная графика, забавные яркие рисунки, несомненно, привлекают внимание учеников 5-6 классов. Взгляд ребенка обязательно «зацепится» не только за смешные картинки, но и за веселые буквы, которые стали героями многих ребусов.

Ребусы я составляла в программе PowerPoint, поэтому с помощью инструментов панели рисования превращала буквы в забавных героев, дополняя рисунок новыми элементами. Веселые буквы сидят на своих собратьях, забавно свесив ножки, или сидят внутри других букв, крепко держась своими маленькими ручками и ножками.

При клике на кнопку «Ответить» появляется дополнительный комментарий, как можно расшифровать ребус.

Пример комментария.

Первая буква в зашифрованном ребусе будет «д». Если в ребусе встречается изображение предмета, перевернутое вверх ногами, то название его обычно необходимо читать с конца, или иногда это делается просто ради усложнения ребуса. Итак, не «кот», а «ток». Берем из перевернутого слова «ток» вторую и третью буквы, т.е. «ок», добавляем «а». Дальше «за-т-ель» или «ель-за-т». Оставим эту проблему на потом. Посмотрим последний рисунок. «В-о-ст» или «ст-в-о». Перебирая все возможные комбинации, придем к ответу «д-ок-а-за-т-ель-ст-в-о». Ответ: доказательство.

Пример оформления ребуса.


Рис. 1.

В каждом комментарии повторяются правила составления ребусов – это мотивирует ученика пытаться разгадать очередной ребус самостоятельно.

В обучающих ресурсах было оформлено 48 ребусов. Ответы к ребусам – это математические термины, многие из которых не знакомы обучающимся 5-6 классов. Я намеренно использовала неизвестные термины, т.к. это значительно усложняет загадку.

Страницы с обучающими ребусами стали очень популярными среди посетителей сайта. Многие дети возвращались на страницы с ребусами многократно, делая новые и новые попытки разгадать ответы самостоятельно, и с нетерпением ждали конкурса ребусов, чтобы испытать себя уже в рамках конкурса.

Страницы с интерактивными тестами можно сохранить на своем компьютере и использовать их в классе, где нет подключения к сети Интернет. Например, применить тесты в командном соревновании по разгадыванию ребусов. Интерактивные тесты с ребусами будут работоспособны не только в режиме online. Для сохранения надо открыть страницу с интерактивными ребусами. Главное меню- Файл (или сочетание клавиш Ctrl+S). Выбрать команду «Сохранить как» и в раскрывающемся списке «Тип файла» выбрать «Веб-страница, полностью».

Кроме текстовых комментариев для 26 ребусов составлены обучающие модули в программе PowerPoint, где с помощью анимаций показывается, как из букв составляется ответ (прикрепленный файл, презентация). Для детей, которые с трудом осмысливают текстовые комментарии, динамические обучающие модули – это хорошая визуальная поддержка в обучении основным правилам работы с ребусами. Каждый шаг в составлении слова по рисункам ребуса становится понятным без дополнительных текстовых комментариев.

Презентационный материал полностью или фрагментарно можно использовать в классе на любых внеурочных мероприятиях по математике. Показ слайдов последовательный, удобный интерфейс. [Скачать, 4,54 Mb]

Примеры слайдов на рисунках 2, 3.


Рис. 2.


Рис. 3.

Сетевой конкурс математических ребусов.

Пройдя хорошую школу подготовки, дети с удовольствием принимают участие в конкурсах.

Ссылки на страницы конкурсов
Конкурс, посвященный замечательным математикам юбилярам 2010г. http://le-savchen.ucoz.ru/board/8-1-0-35 Ответы
Конкурс астрономических ребусов для обучающихся 5-6 классов http://le-savchen.ucoz.ru/board/8-1-0-36 Ответы
Конкурс ребусов, посвященный Якову Перельману http://le-savchen.ucoz.ru/board/8-1-0-46 Ответы
Конкурс ребусов, посвященный Н. Лобачевскому http://le-savchen.ucoz.ru/board/8-1-0-52 Ответы
Конкурс «Из истории дробей» http://le-savchen.ucoz.ru/board/8-1-0-53
Ответы


К конкурсам ребусов присоединялись дети из больших и маленьких городов, поселков и деревень РФ: Архангельск, Йошкар-Ола, Самара, Пенза, Оренбургская область, Запорожье, Тюменская область, Республика Татарстан и др. Широкая география конкурсов, конечно, радует. Посещают страницы конкурсов и учителя. Я думаю, что творческие педагоги воспользуются опытом и на своих сайтах предложат интересные сетевые конкурсы.

Сетевое мероприятие предполагает использование возможностей Интернет, поэтому было предложено отправлять ответы, заполнив специальную форму Google. Заполнение электронных форм – это важное умение при работе в сети Интернет, которым должен овладеть каждый ученик современной школы. Сетевые конкурсы развивают эти навыки.



Рис. 4.

Форма Google, содержащая несколько текстовых полей, удобно встраивается на страницу сайта. Рисунок 4.

Ответы мгновенно поступают в документ Google. Учитель сразу может увидеть все ответы к заданиям, которые записал посетитель, узнать информацию о посетителе.

Запись в форме Google Победителя конкурса.

Рис. 5.


Побеждают в конкурсе единицы. Так как ребусы для конкурсов я составляю сама, найти ответы через поисковые системы невозможно. Только одна ученица смогла отгадать все фамилии математиков в конкурсе ребусов 2010г. и стала победителем конкурса. Она награждена Дипломом победителя сетевого конкурса математических ребусов. Девочка, кстати, еще представила на конкурс свои авторские ребусы, в которых зашифрованы математические термины.
http://le-savchen.ucoz.ru/test/test_6/92444612.jpg

2010 год – год юбилеев знаменитых математиков. Рене Декарт, Пьер Ферма, Пафнутий Львович Чебышев, Михаил Васильевич Остроградский, Карл Теодор Вильгельм Вейерштрасс, Джордж Буль, Франсуа Виет. Ответы конкурса оформлены на новой странице сайта http://le-savchen.ucoz.ru/publ/7-1-0-44 В едином стиле выполнены портреты ученых и дана небольшая информация о вкладе, который они внесли в историю математики. Все ответы содержат дополнительные комментарии о том, как надо было составлять слова в конкурсных ребусах.

Пример на рисунке 6.
 

Примечание. Мельникова Мария, автор рисунка «Дед».

На рисунке 7 показан интерактивный рисунок. Использован сервис http://picstag.ru/

При наведении указателя мыши на метку появляется подсказка, как формируется слово из пиктограмм ребуса.


Рис. 7

При составлении страниц с ответами к ребусам обучающимся дается большой объем дополнительной информации, выходящей за рамки школьной программы.

Выводы.

Материалы, представленные на стендовых экспозициях в школах, имеют ряд недостатков. Знакомство с заданиями ограничено во времени – это, как правило, переменки. Материалы могут посмотреть только дети, но важно, чтобы и родители знакомились с творческими конкурсами Недели математики, часто именно родители мотивируют ребенка к участию.

Интернет дает учителю новые инструменты для организации творческих и интеллектуальных конкурсов. При организации сетевого конкурса материалы доступны всем участникам образовательного процесса, в любое удобное для них время. Дети не ограничены временными рамками работы с материалами, им не надо переписывать тексты заданий. Это действительно внеурочное мероприятие, в котором могут принять участие дети вместе со своими родителями, собравшись вместе за компьютером.

Организуя сетевой конкурс, учитель решает целый комплекс развивающих задач. Такие мероприятия привлекают на площадку конкурса обучающихся из других школ и помогут наполнить Интернет позитивным контентом. Страницы с ребусами активно посещаются во время конкурса и после подведения итогов. Разработанными ресурсами могут воспользоваться новые поколения пятиклассников и научиться разгадывать ребусы. Важно, что разработка учителя становится доступна коллегам, которые могут воспользоваться опытом для проектирования своих сетевых мероприятий. Практическая ценность разработки состоит в том, что представленные модули могут быть использованы не только в виртуале, но и в реале, на обычных уроках математики или внеклассных занятиях.

При разработке ресурсов, у самого учителя формируются соответствующие предметные компетенции и, как следствие, общая профессиональная компетентность. Учитель осваивает новые технологии, новые методики, делая доступным свой опыт не только для учеников других школ, но и для педагогов.
Раздел на сайте "Интерактивные ребусы" >>>>>         

Категория: Методическая копилка | Просмотров: 4957 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Савченко Е.М. 2009-2016