Савченко Е.М. - Правила здоровьесбережения при разработке презентации





Правила здоровьесбережения при разработке презентации
Меню сайта



Категории
Подготовка к ЕГЭ, часть С [17]
Моим ученикам [21]

Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Форма входа


Опросы
Чем, на ваш взгляд, обусловлены "двойки" на ЕГЭ?
Всего ответов: 2886

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Geo Visitors Map
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня нас посетили


Комментарии: 2052
Форум: 26/285
Гостевая книга: 90

Поиск

Кнопка сайта



Приветствую Вас, Гость · RSS 11.12.2016, 05:11

Быстрый переход к занятиям курса.

Анализ медиаурока с позиций здоровьесбережения. Весь урок не должен быть «завязан» на презентации. Общее время работы с презентацией на уроке не должно превышать 20-25 минут. Это не значит, что все это время обучающиеся подряд смотрят на экран. При планировании урока необходимо предусмотреть смену форм работы с детьми. В режиме демонстрации презентации, используя правую кнопку мыши, выбрать команду Черный экран. При этом светящийся экран погаснет и можно организовать иную форму работы.

Типичные ошибки, замеченные на слайдах

1. Исключите слайды с текстом «Здравствуйте, дети», «Спасибо за урок», «Домашнее задание». Не забывайте, что на уроке ученики должны слышать живую речь учителя. И в момент начала урока, когда учитель говорит «Здравствуйте, дети», ученики должны смотреть в глаза учителю и понимать искренность его пожелания здоровья всем своим ученикам. Не бойтесь, если ваша презентация сократится на три слайда. Поверьте, количество – не есть качество.

2. Большое количество нечитаемого текста на слайде. Мелкий шрифт. При подобном конструировании слайда складывается ощущение, что презентация для учителя – это конспект, который он не выучил наизусть. На каждом слайде, разработанном для демонстрации на уроке, должно быть минимум текстовой информации. Шрифт крупный, хорошо читаемый.

3. Другая ошибка работы с текстом. Применение украшающих эффектов для текстовых фрагментов. Например, эффект тень. Посмотрите на рисунке запись теоремы Пифагора. Чтение таких записей, несомненно, напрягает глаза детей. Все украшательства, напрягающие глаза, следует исключить.

4. Анимация для текстовых объектов. Часто в работах учителей анимация текста раздражает глаза. Например, текст появляется по одной буковке. Когда мы читаем, то воспринимаем слова и даже строки целиком. Поэтому, наши глаза ждут, когда все буквы «выскочат», а только затем появится возможность прочитать текстовую строку. Такая анимация текста раздражает глаза. Анимацию для текста лучше использовать реже.

5. Подбирайте качественные картинки больших размеров. Порой, рассматривая изображения в презентациях, хочется потереть глаза –  это ощущение дискомфорта от некачественных изображений. При масштабировании небольшие картинки потеряют качество, появится эффект размытости изображения или ступенчатый эффект. Человек напрягает глаза, чтобы увидеть, но без успеха.

Старайтесь избегать размещения на слайде анимационных картинок. Анимационные герои, сопровождающие презентацию, как правило, не несут смысловой нагрузки. Но появление таких картинок раздражает глаза. При воспроизведении презентации взгляд обязательно «зацепится» за анимационную картинку, ученику потребуется время, чтобы переключить внимание на другие объекты слайда. А многие дети будут смотреть только на прыгающую картинку и не смогут переключиться.  

6. Фон презентации также может стать испытанием для глаз ребенка. Синий, красный и другие яркие цвета не комфортны для глаз. Устают не только глаза. После просмотра такой презентации ученик вдруг теряет работоспособность или наоборот излишне возбужден. Фон для презентаций по математике должен быть без дополнительного фонового рисунка. Понятно, что, например, сечение многогранника будет сложно воспринимать, если на слайде присутствует дополнительное фоновое изображение. Подбирая фон к учебной презентации, обязательно проверьте в классе: как воспринимается текст на данном фоне, видно ли с последней парты, может стоить увеличить толщину линий на чертежах.  

7. Единый стиль оформления презентации. Появляющиеся на слайдах новые шрифты, разнообразные цвета – все это дополнительная нагрузка для глаз. Однажды на уроке я заметила, как глаза детей «мечутся» по экрану. Оказалось, что на предыдущих слайдах текст был в верхней части, а на следующем в правом нижнем углу. Ученику с последней парты текст был не виден совсем, он испытывал явный дискомфорт, т.к. не мог осмыслить суть вопроса. Я стараюсь не только в рамках одной разработки соблюдать единый стиль, но и во всех своих презентациях придерживаться этого стиля. Он хорошо знаком ученикам, им комфортно. Дети не испытывают лишних эмоций по поводу новой фоновой красоты, все свободное пространство слайда отдано красоте математики.

8. Использование звуковых эффектов в презентациях по математике. Сомневаюсь в обучающем эффекте использования звуков в презентациях. Например, меня шумные звуки в некоторых презентациях раздражают. Поэтому, если вы решили применить звуковые эффекты, то следует помнить, что неправильно установленный уровень звука может негативно воздействовать на слух ваших зрителей в аудитории.

9. Если проектор в классе установлен на парте. Проектор должен быть стационарно закреплен на потолке аудитории. Но часто один проектор используют несколько учителей, работающих в разных кабинетах (например, один проектор на учебно-методической кафедре). Если проектор стационарно закреплен на потолке, то луч яркого света проходит над головой учителя. Если проектор установлен на парте, то луч света попадает учителю в глаза. Это очень опасно для сетчатки глаз. Поэтому старайтесь избегать прямого попадания света. Например, я пользуюсь очень длинной указкой, если работаю у экрана с чертежом на слайде. Ни в коем случае нельзя приглашать к экрану детей, если есть опасность попадания луча света в глаза ребенку.       

Выводы. Нерациональное применение компьютерной презентации в ходе урока может привести к обратным результатам – повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Неограниченное использование проектора на уроке и игнорирование общепринятым правилам при конструировании презентации может негативно воздействовать на зрение обучающихся и учителя в аудитории.  

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках



Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся  (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.)
  • в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут,
  • в 5-11 классах – 10-15 минут.
Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25-35см  у обучающихся 1-4 классов и не менее 30-45 см - у обучающихся 5-11 классов.

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).
Скачать приложения 4, 5  [скачать, 31Kb].

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся  на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.        
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4-5 раз.        
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.       
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4-5 раз       
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторять 1-2 раза. 
 
Пояснительная записка
Правила здоровьесбережения при разработке презентации.
Содержание
 Рефлексия. Использование ИКТ на уроках математики



рис
рис


рис

Пример не очень удачного фона. Фоновое изображение мешает воспринимать текст, чертежи. Глаза испытывают дискомфорт.
рис
рис

Нарушение единого стиля в оформлении презентации, глаза устанут от смены ярких фонов.
рис

Работа над ошибками

Учимся на чужих ошибках.
Разбор технических ошибок, ошибок в оформлении. Алгоритмы исправления.


Ошибки в записи римских цифр, латинских и греческих букв.
[Скачать,
281.74 Kb] 
Ошибки применения картинок. Смысловая нагрузка анимационных картинок, «улучшение» растровых картинок. [Скачать, 151.74 Kb]  
Ошибки применения анимации для текстов. Раздражающая глаза анимация, медленные скорости, выделение текста подчеркиванием. [Скачать, 89.96 Kb]   
Ошибки применения маркированных списков. [Cкачать, 35.25 Kb
Ошибки выбора фона презентации. Дисгармония цветового решения оформления. «Тяжелые» фоны.
 [Скачать, 216.6 Kb]  
Ошибки в стереометрическом чертеже. Разбираются ошибки расположения объектов, на переднем или заднем плане. [Скачать, 11.57 Kb]
Исключение фона картинки.
[Скачать,
125.7 Kb

© Савченко Е.М. 2009-2016