Савченко Е.М. - Пояснительная записка





Пояснительная записка
Меню сайта



Категории
Подготовка к ЕГЭ, часть С [17]
Моим ученикам [21]

Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Форма входа


Опросы
Оцените новый дизайн сайта
Всего ответов: 2177

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Geo Visitors Map
Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Сегодня нас посетили
girly070584

Комментарии: 2052
Форум: 26/285
Гостевая книга: 93

Поиск

Кнопка сайта



Приветствую Вас, Гость · RSS 09.12.2016, 20:22

Быстрый переход к занятиям курса.
Мастерская. Мультимедийные презентации для уроков математики.

"Мало знать, надо и применять, мало хотеть, надо и делать". Гете.

Пояснительная записка

Занятия Мастерской разработаны для учителей математики, имеющих опыт создания презентаций в программе Microsoft Office PowerPoint, и учителей, которые желают получить такой опыт. Программа самоподготовки  предназначена для организации дистанционного повышения квалификации учителей математики в области современных педагогических технологий, основанных на применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В результате освоения программы педагоги смогут постепенно отказаться от традиционных методов работы и приобретут мотивацию к освоению новых педагогических технологий, основанных на потенциале цифровых учебных материалов.


Цель Мастерской

Создать условия для формирования предметной ИКТ-компетентности учителей математики. Сноска

Задачи Мастерской

оказание практической помощи педагогам в обучении алгоритмам работы в программе PowerPoint (создать обучающие модули для учителей);
ознакомление с современными педагогическими технологиями, методическими приемами, способствующими повышению эффективности процесса образования (рассмотреть алгоритмы применения презентационного материала).

Мастерская была открыта в 2009г. на площадке портала Сеть творческих учителей. В ходе подготовительных мероприятий в рамках сетевого Сообщества учителей математики (Сеть творческих учителей it-n.ru) всех педагогов, желающих заниматься в Мастерской, можно было условно разделить на две основные категории:
  • преподаватели-пользователи готовых цифровых образовательных ресурсов, желающие повторить азы программы PowerPoint;
  • преподаватели-разработчики цифровых образовательных ресурсов, желающие освоить алгоритмы создания технически сложных модулей (слайдов).

При подготовке обучающих модулей были учтены пожелания этих групп пользователей. Для новичков в Мастерской разработаны первые четыре занятия, которые помогут овладеть навыками работы с диалоговыми панелями, рисунками, инструментами панели рисования, разными способами копирования и др. возможностями. Первая категория педагогов была ориентирована на подготовку до уровня конечного пользователя, владеющего базовыми навыками  и знаниями, необходимыми для восприятия последующего материала.

Педагоги второй группы могут обратиться к любому ресурсу из Мастерской, в зависимости от класса, в котором они работают. Если учитель работает на параллели 5 или 6 классов, то логично пропустить ресурсы, которые  обучают алгоритмам работы с функциями или рассказывают о возможностях программы PowerPoint при построении сечений многогранников. Учителя, работающие в 5-6 классах, могут заняться более детальным изучением записи времени начала анимации с помощью триггера, чтобы делать игровые слайды, освоить игровые технологии.

Занятия разработаны в форме самоучителя. В ресурсах представлен огромный диапазон возможностей программы для конструирования слайдов (модулей) для уроков математики. Каждое занятие разработано в виде презентации PowerPoint и посвящается определенной теме, при изучении которой можно с успехом применять презентационные материалы.

Форма самоучителя дает педагогу ряд преимуществ. Учитель не обязан сдавать зачеты, и может  самостоятельно планировать свою индивидуальную траекторию обучения: выбирать необходимые ему занятия, быть свободным во времени. Предусмотрено выполнение практических заданий. Для пользователей предоставлена  возможность задать вопрос, получить индивидуальную консультацию через Форму обратной связи.

Перечень формируемых ИКТ-компетенций:

  • наличие навыков свободного владения инструментарием программы PowerPoint (специальных для учителя математики);
  • наличие представлений о возможных негативных последствиях использования проектора на уроке для здоровья обучающихся и педагога;
  • владение формами организации деятельности учащихся на уроке с презентационным сопровождением, способствующей развитию интеллектуальных качеств обучающихся;
  • владение навыками разнообразного выбора форм, методов, технологий обучения с использованием презентационного сопровождения в зависимости от целей урока;
  • владение навыками разработки сценария медиаурока с учетом особенностей класса и личности учащегося;
  • владение навыками разработки цифрового ресурса, отвечающего задачам здоровьесбережения в образовательном процессе.

Структура и содержание занятий Мастерской

На страницах сайта it-n.ru занятия загружались в виде архивированных документов. В 2010 г. Мастерская получила свое продолжение на персональном сайте. Появились новые возможности представить материалы для работы в режиме онлайн.

В основном разделе Мастерской оформлено 23 занятия – это обучающие модули для учителей математики. Каждое занятие представлено на отдельной странице сайта. Переход к занятиям оформлен в виде удобного меню, которое представляет собой раскрывающийся список и кнопку выбора. Через это меню посетитель может быстро попасть на любую любого занятия Мастерской.

Первоначально пользователь может познакомиться с основным содержанием занятия и презентации в режиме online. Для встраивания на сайт презентации использован сервис slideboom. Пользователь может просматривать презентацию и одновременно изучать текстовый контент. Страницы оформлены с большим количеством визуального материала, приводятся скриншоты диалоговых окон, меню и пр. Представленные материалы призваны заинтересовать учителя и побудить желание скачать и посмотреть презентационный материал.

Следующий этап – это более глубокое погружение в занятие через презентацию, которую можно скачать вместе с сопроводительным текстовым документом. В презентациях к занятиям содержится большое число готовых анимационных модулей, описываются конкретные шаги по конструированию динамических слайдов. Представленный материал подобран с целью: удивить,  заинтересовать, побудить к творчеству.

Динамическую презентацию пользователю рекомендуется просмотреть последовательно в режиме показа слайдов и в режиме конструктора. Режим конструктора позволит изучить расположение объектов на слайде, посмотреть заданные параметры через диалоговые окна, изучить последовательность записи анимации, а также выполнить практические задания.

В основном разделе Мастерской представлено много авторских приемов, которые раскрывают алгоритмы конструирования технически сложных слайдов. Эти «хитрости» помогли создать автору Мастерской сотни и тысячи слайдов, а не штучный эксклюзив.

Для некоторых занятий приводятся авторские разработки открытых  уроков и мастер-классов, прошедших, в рамках различных методических мероприятий (областной и международный уровень). Хорошей поддержкой занятий стали публикации и конкурсные разработки автора, которые признаны лучшими на различных всероссийских площадках. Это те материалы, которые интересны любому творческому учителю. Ведь порой достаточно идеи, маленькой изюминки, чтобы создать свой урок, своё произведение. Многие учителя в своих отзывах делятся, что уже не хотят работать по старинке. Цитата из отзыва: «Я сама со стажем работы более 30 лет, но теперь поняла, что без компьютера невозможно».

Размещение материалов Мастерской на персональном сайте учителя, где представлена большая медиатека авторских файлов, – это еще один бонусный балл, поднимающий  мотивацию посетителей к изучению материалов. Кроме основного раздела в Мастерской появились дополнительные разделы.

Идеология Мастерской, как сетевого проекта

Выбор с самого начала верной идеологии сетевого проекта можно назвать «попаданием в яблочко». Правильная идеология проекта – залог успеха. Основная задача, стоящая перед любым сетевым педагогическим проектом – привлечение в проект посетителей из конкретной целевой аудитории и побуждение их к творческому самообразованию, самосовершенствованию. Следовательно, идеология, выбранная при создании проекта, должна обеспечивать его конкурентоспособность среди проектов одного ряда, аналогичной тематики и объема.

Выбор идеологии Мастерской включает в себя несколько принципиальных моментов.

  1. Выбор программного обеспечения, на основе которого будут создаваться материалы Мастерской, был в пользу PowerPoint 2003. Обучившись работать в этом приложении, пользователям не составит труда обучиться работе в PowerPoint 2007.
  2. Выбор названия проекта, отражающего его цели и задачи.
  3. Подбор контента Мастерской, актуального для целевой аудитории. Отражение всех тем курса математики, где возможно учителя встретят трудности при конструировании медиауроков.
  4. Выбор компоновки каждого отдельного занятия (учить не только технике работы в PowerPoint, а технике создания слайдов для уроков математики).
  5. Учет того, что наличие в Мастерской уникальных авторских материалов сделает проект эксклюзивным, узнаваемым.  Демонстрация ярких  примеров лучших слайдов мотивируют посетителей к самообразованию.
  6. Выбор ключевых слов и ключевых словосочетаний, по которым Мастерскую должны находить в сети Интернет.
  7. Выбор стиля изложения материала, доступного для пользователя.

ИКТ и другие технологии

Презентацию в программе PowerPoint может сделать даже школьник, так как основным навыкам вставки картинок или текста научиться очень просто. Сделать презентационные материалы к уроку математики значительно сложнее, чем по любому другому предмету. Учитель математики должен научиться пользоваться редактором формул, рисовать инструментами встроенного редактора векторной графики, записывать анимацию, чтобы составлять динамические слайды и мн. др. Ни один другой учитель предметник не тратит столько времени на создание ресурса для урока.

Большие затраты времени на разработку ресурса окупятся. Чем? Конечно, первое, что хочется сказать – это качественная визуальная поддержка урока. Визуальная поддержка нового типа: динамические анимационные модули позволят показать обучающимся процесс в движении. Поэтому много занятий в Мастерской посвящается интерактивным моделям: «оживление» текстовых задач, построение сечений многогранников, преобразования графиков функций и т.д.

Применение интерактивных моделей и динамических презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс. Поэтому большая часть материалов в Мастерской отводится методике применения презентаций на уроках. Презентация на уроке математики не должна быть просто хорошей наглядностью. Презентационный материал может и должен работать в тандеме с другими технологиями. Если нет тандема, то урок, сопровождающийся презентацией, напоминает скучную лекцию. Такой подход очень быстро разочарует детей,  объяснительно-иллюстративный метод не мотивирует детей к получению знаний и не может  полноценно работать на цели развивающего обучения.

Учителя, которые впервые видят презентацию по математике, порой недоумевают «зачем это надо на уроке, там же все ответы показаны?». А через некоторое время, освоив первые азы создания слайдов, они уже хотят использовать презентации на каждом уроке. К сожалению, часто, нарушая временные рамки использования презентации, готовят несколько десятков слайдов к уроку. Демонстрация продолжается в ходе всего урока. Это первая эйфория от успеха быстро проходит.

Предлагаю коллегам простое правило. Создавая очередной (двадцатый или тридцатый) слайд к уроку, задайте себе вопрос: «могу ли я на данном этапе урока обойтись без презентации?».

Пример. На пятнадцати слайдах учитель написал дробь 5/8 (дробь во весь экран, красивый фон и анимационные картинки) и ведет объяснение о числителе, знаменателе и т.д. А разве нельзя было написать эту дробь мелом на доске? К сожалению, часто правило «чем больше, тем лучше» побеждает над требованиями безопасности для здоровья учащихся. Увлекшись процессом конструирования слайдов, учитель забывает о том, что временные рамки использования презентации на уроке ограничены.

Создавая ресурсы для Мастерской, я поставила важную задачу: ознакомление с современными педагогическими технологиями, методическими приемами, способствующими повышению эффективности процесса образования (рассмотреть алгоритмы применения презентационного материала). 

Разрабатывая каждый слайд, учитель должен дать себе ответы на вопросы:

  • на каких этапах урока слайды презентации дадут наибольший обучающий эффект;
  • как сконструировать этот слайд, чтобы он работал на цели и задачи урока;
  • какую технологию и методические приемы можно применить, чтобы преподнести слайд обучающимся с наибольшим эффектом для процесса обучения;
  • если нет ответов на первые вопросы, то может исключить этот слайд и использовать обычные инструменты, например, мел и доску.

Эти простые правила, возможно, исключат перегрузку презентации излишними слайдами.  Нельзя подготовить хороший медиаурок без знания других технологий.

В Мастерской рассматриваются примеры слайдов, которые можно использовать в тандеме с другими технологиями. Выше я привела пример неудачного построения презентации при изучении обыкновенных дробей. В 5-6 классе есть замечательная основа для построения обучающей презентации – это игровые технологии. Используя технику записи времени начала анимации с помощью триггера, можно создать слайды для изучения нового материала. Дети, играя с дробями, могут самостоятельно заметить новые свойства и  сформулировать их. Учитель, конструируя урок и презентацию, может создать уникальные условия для самостоятельного получения знаний обучающимися. 

Игровые технологии помогут учителю научить детей самостоятельно получать знания, опираясь на практический опыт. Реализуется принцип деятельностного подхода: важно, чтобы дети включались в деятельность, а не ждали, пока учитель сам им все расскажет. Надо составить презентацию не так, чтобы  наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать. А как? Надо составить презентацию так, чтобы «дети сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Очевидно, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания». [2] С помощью презентационного материала учитель подводит детей к математическим открытиям. Учителю необходимо научиться составлять систему специальных вопросов и заданий, а презентационное сопровождение поможет создать такой проект урока.

Наибольший эффект презентация может принести, если учитель владеет  новыми технологиями: игровые технологии, проблемное обучение, технология сотрудничества, технология групповой деятельности, технология модульного обучения, технологии развивающего обучения.

Что же может мотивировать учителя к повышению квалификации, если факт обучения в Мастерской не будет подтвержден документально? На самом деле большая часть учителей в России хотят учиться работать на компьютере и ищут качественные материалы в сети, чтобы овладеть современными методиками и технологиями. Учителя из ближнего зарубежья активно посещают сайты коллег в России. Обучающие ресурсы Мастерской стали не менее востребованы, чем готовые цифровые образовательные ресурсы.

Выводы. С появлением на рабочих местах учителей новых современных технических средств у педагогов формируется высокий и устойчивый интерес к дистанционному повышению квалификации в области ИКТ. Практический опыт учителей, представленный в сети Интернет, может стать достойной поддержкой курсовой подготовки педагогов. При практической  разработке цифровых образовательных ресурсов для уроков, у педагога формируются предметные компетенции и, как следствие, общая профессиональная компетентность.

Список использованных источников

  1. Проблемы формирования ИКТ компетентности будущих учителей. Горохова Р.И. ГОУ ВПО «Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской», г. Йошкар-Ола  http://www.fa-kit.ru/main_dsp.php?top_id=1596
  2. Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова.  Электронный учебник по педагогике. Общая педагогика. Лекция 11. Современные педагогические технологии как объективная потребность http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11

 

Пояснительная записка курса
 Правила здоровьесбережения при разработке презентации
Содержание
 Рефлексия. Использование ИКТ на уроках математики


Можете задать вопрос или оставить комментарии

Форум    Письмо


Если рядом с рисунком присутствует лупа, значит рисунок можно увеличить. Увеличенное изображение можно перемещать по экрану в удобное положение.

Клик по рисунку раскроет другой  скриншот большего размера (потребуется время для загрузки нового изображения).

рис



Клик по рисунку увеличит этот же рисунок.

рис

[Для увеличения рисунков кликните по изображению.
Нажмите и удерживайте для перемещения]


Полезные материалы



© Савченко Е.М. 2009-2016