Савченко Е.М. - Иллюстрированные задачи по математике





Иллюстрированные задачи по математике
Меню сайта



Категории
Подготовка к ЕГЭ, часть С [17]
Моим ученикам [21]

Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Форма входа


Опросы
Кто посещает наш сайт?
Всего ответов: 4717

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Geo Visitors Map
Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Сегодня нас посетили


Комментарии: 2052
Форум: 26/285
Гостевая книга: 92

Поиск

Кнопка сайта



Приветствую Вас, Гость · RSS 03.12.2016, 09:48


Анонс занятия 12.  Урок-презентация познакомит с рядом примеров применения презентации для иллюстрирования текстовых задач. Графические элементы обязательно должны нести смысловую нагрузку. Рассматривается сопровождение задач схемами и динамическими таблицами.

Текстовые задачи по математике в презентации можно сопроводить яркими иллюстрациями. Качественные иллюстрации сделают урок более информативным и помогут расширить диапазон визуальной информации. Насыщая урок визуальной информацией, мы даем возможность детским глазам радоваться красивым фотографиям, смешным анимационным картинкам. Составляя слайды к задачам, мы можем параллельно представить дополнительную информацию, сделать экскурс в другие предметные области, расширять кругозор детей. Варианты оформления задачи могут быть самыми разнообразными. Все зависит от того, как вы хотите на уроке представить данную задачу. Например, на слайдах 2, 6, 8 представлена одна и та же задача.

Слайд 2. Представлена задача из учебника «Математика 6 класс». Н.Я.Виленкин. № 541. Этот слайд можно использовать, если вы предлагаете детям решить задачу самостоятельно с последующей проверкой. Например, предложить решить задачу по вариантам. После выполнения задачи проверим решение. Решение оформлено за картинками На заднем плане. Задав для картинок любую анимацию Выход, можно увидеть решение. Таким образом, картинки на слайде выполняют еще одну роль – это шторка, которая откроет готовое решение для проверки. Запишем два действия решения в Надписи 1 и 2 (синий текст). Установим тексты с решением На задний план (или картинки – На передний план). На моем слайде для каждой картинки задана анимация Выход-Задвигание, направление: для 1 картинки – вправо, для 2 картинки – влево. Начало эффекта: по щелчку.

 
презентация к занятию и шаблон
записка
скачать архив, 1.86 Mb

Можете задать вопрос или оставить комментарии
Форум    Письмо


Посмотрим презентацию в режиме онлайн. Сервис slideboomЗадачи по математике
View more presentations or Upload your own.
Номер слайда вы можете увидеть на нижней панели плеера.
Для просмотра презентации делайте клик по области слайда.
 
Для просмотра текста используйте полосу прокрутки 

Слайд 3. Сконструируем слайд иначе. Такой модуль можно применить в классе, где установлена мультимедийная доска. Две фотографии сгруппированы в группу (группа 1), задана анимация Выход, Выцветание, скорость – очень быстро. Для группы надписей (группа 5) задана анимация Пути перемещения, надписи перемещаются в верхнюю часть экрана. В освободившейся части экрана можно оформить решение электронным карандашом.

На слайде установлена управляющая кнопка для перехода на следующий слайд. Чтобы найти кнопку зайдем в Главное меню, Показ слайдов, Управляющие кнопки, кнопка Далее . Подберем цвет кнопки (инструмент Цвет заливки ). Другой способ: кликнем ПКМ по кнопке, выберем пункт меню Формат автофигуры (здесь можно найти сразу все инструменты для работы с объектом).

Установим еще одну управляющую кнопку – Сведения . Подберем цвет кнопки, как описано выше. Я хочу, чтобы анимация начиналась при щелчке по кнопке Сведения. Как это сделать?  

[Для увеличения рисунков кликните по изображению. Нажмите и удерживайте для перемещения].

рис 

Слайд 4. Сначала запишем анимации. Для группы 1 (это две картинки) записана анимация Выход. Для Группы 5 (это надписи «Москва основана …») записана анимация Перемещение. Выделим две анимации: зажав кнопку Ctrl, кликнем по строчкам в списке анимаций. Для выделенных анимаций появятся рамочки. В раскрывающемся списке выбираем Время.

рис 

Откроется Диалоговое окно.

рис 

Работаем на вкладке Время. Нажимаем кнопку Переключатели. Делаем выбор Переключатель «Начать выполнение эффекта при щелчке. В раскрывающемся списке из всех объектов слайда выбираем Управляющая кнопка: сведения. Нажимаем командную кнопку «Ок». Выделенные две анимации начнутся одновременно при клике по управляющей кнопке «i» (кнопка сведения).  

Слайд 5. В списке анимаций появилась запись "Триггер: Управляющая кнопка: сведения".  


Важно. Если на слайде время начала анимации задано при щелчке по кнопке или другому объекту, то необходимо изменить режим смены слайдов. Зайдем в Конструктор слайдов-Смена слайдов. Удалите флажок «по щелчку». Если оставить режим смены слайдов «по щелчку», то при показе слайдов можно случайно щелкнуть мышкой и произойдет незапланированная смена слайдов или анимация.

рис 

Слайд 6. Результат: при клике по кнопке «i» группа картинок исчезла, группа надписей переместилась. В свободной области можно делать записи электронным карандашом.

Слайд 7. Еще один вариант представления той же задачи. Очень интересно можно представить задачу на уроке. Сначала дети сами составляют задачу. Результат на слайде 8.

Слайд 8. Задача-загадка, где дети по фотографиям должны угадать, о каких городах пойдет речь в задаче. Такой слайд сделать не сложно. Исключаем названия городов из текста задачи, но оставляем для надписей запасное местечко (делаем пробелы). Необходимые надписи пишем отдельно и устанавливаем в оставленные промежутки между словами. Для более точного расположения нам помогут кнопки перемещения курсора, которыми мы работаем при зажатой клавише Ctrl.

Как записать анимацию? Выделяем все объекты-надписи, которые должны появиться позже, зажав кнопку Ctrl. При выделении нескольких объектов, при нажатой клавише Ctrl, «ловим» значок . Выделив все надписи, группируем. Для группы задаем анимацию Вход, Выцветание, Скорость – Очень быстро, Начало анимации – По щелчку. 

При выборе картинок для оформления задачи отдаем предпочтение крупным картинкам. Так как при масштабировании мелкие картинки теряют качество – это испортит наш ресурс. Я считаю, что если не подобрали крупную картинку, то лучше обойтись без нее. Украсят картинки рамки, цвет которых обязательно должен сочетаться с фоном слайдов, с цветами других объектов на слайде. Рисунок для публикации в Internet обязательно надо сжать. См. ресурс «Вставка рисунка. Редактирование рисунка в PowerPoint». Это обязательное правило информационной культуры в сети.

У каждой картинки есть автор. Можно в заметках к слайдам указывать адрес сайта, где вы скачали картинку. Это правило нарушается учителями повсеместно. У меня тоже есть проблемы с информационной культурой! Именно в этой части. А многие продвинутые учителя уже безупречны. Например, в методическом сопровождении к ресурсу указывают точные ссылки на картинки.

Слайд 9. Я думаю, вы согласитесь, что на слайде 9 задача более информативна для обучающихся, чем в учебнике. Математика 5 класс (часть 2). Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. № 489. Я и сама пришла в восторг от величины скорости, с которой муравей щелкает челюстями!

Обучающимся дается задание: составить схему к задаче. Предусмотрен вариант последующей проверки.

Шторка – это рисунок-символ. Я его использую для заданий с последующей проверкой. Увидев эту шторку, дети уже понимают, что сейчас будет предложено что-то сделать самостоятельно, а потом непременно будет проверка. Шторку можно скопировать и использовать в презентациях многократно.

План работы над слайдом. Разметка слайда Пустой слайд.

  1. Создаю Надпись для текста задачи.
  2. Вставка рисунков. Рисую рамки инструментом Полилиния. Заливка – текстура.
  3. Вставляю шторку, пишу Надпись «Составьте схему к задаче». Группирую надпись со шторкой и вывожу группу за область слайда.
  4. Слайд 10. Чтобы нарисовать схему я использую отдельный «рабочий слайд», т.к. на основном слайде 9 уже сложно что-либо рисовать. На рабочем, дополнительном слайде (разметка Пустой слайд) мне ничто не мешает рисовать. Это очень удобно. Составив схему, обязательно ее группирую. Использую инструмент для выделения сразу нескольких объектов инструментом Выбор объектов . Для всех объектов появятся метки выделения. Команда Группировать .
  5. Копирую группу-схему, составленную на отдельном «рабочем» слайде, и вставляю на слайд 9. "Рабочий.2 слайд можно удалить.
  6. Копирую кнопку «Далее» со слайда 6. Создаю управляющую кнопку: настраиваемая, с текстом «Показать (2)».
  7. Задаю анимации.
    1. Первая анимация для шторки: Пути перемещения – Пользовательский путь – Полилиния. Рисую вектор перемещения: первый щелчок приблизительно по центру шторки, рисую линию, зажав и удерживая ЛКМ, второй щелчок – двойной. Просмотр результата. Корректирую анимацию: изменяю длину линии перемещения, добиваюсь точного перемещения шторки. Важно. Линия перемещения должна выходить из центра фигуры, иначе при просмотре виден эффект скачка.
    2. Вторая анимация для группы картинок с муравьями – Выход, например Выцветание. Время начала анимации – после предыдущего.
    3. Третья анимация для группы-схемы. Вход, например Выцветание. Время начала анимации – С предыдущим.
    4. Четвертая анимация для шторки: Пути перемещения – Пользовательский путь – Полилиния. Полилиния должна раскрыть шторку, т.е. вывести ее за пределы слайда. Рисую вектор перемещения: первый щелчок по красной стрелке, обозначающей конец первого перемещения, рисую линию, второй щелчок за пределами слайда (двойной). Время начала: По щелчку. Все анимации будут выполнены за 2 щелчка. Эта информация указана на кнопке «Показать (2)». Если после построения второй линии перемещения для шторки, она "убежала" на другую позицию, обязательно переместите вектор перемещения 2, чтобы его начало (зеленый треугольник) совпадало с концом (красный треугольник) первой анимации перемещения
      рис 
  8. Выделяем в списке анимаций все четыре анимации, зажав клавишу Ctrl.

    Задаем время начала анимации через Диалоговое окно, вкладка Время (см. выше). В раскрывающемся списке выбираем время начала анимации при щелчке по управляющей кнопке: настраиваемая.
  9. Шторку, кнопку «Далее» и настраиваемую кнопку «Показать (2)» вывести На передний план . Сначала выделяем все эти объекты, зажав клавишу Ctrl. Выбираем команду На передний план.
  10. В конструкторе слайдов зайдем в раздел Смена слайдов и удалим флажок По щелчку.  
Слайды 11, 12. Примеры оформления задач.

Слайд 13. Покажем детям, кто такие сазаны и предложим сделать схему к задаче (краткую запись). Можно не нагромождать весь «сюжет» работы над задачей на одном слайде, а сделать слайд-дубль со схемой для проверки отдельно. На 14 слайде я нарисовала готовую схему для проверки. С помощью анимации вводим «х», выражаем через «х» другие неизвестные величины задачи.

Для надписи «х» я задала заливку такую же, как фон слайда. Поэтому для знаков "?" не надо задавать анимацию Выход. Вопросительные знаки будут просто закрыты объектами Надпись, которые установлены На переднем плане. Для этого щелкнем ПКМ по надписи, в меню выбираем Формат надписи. (Вы не забыли, что, кликнув ПКМ по объекту, мы раскроем меню всех возможных команд для работы с данным объектом). На вкладке Цвета и линии в раскрывающемся списке Заливка делаем выбор цвета «Фон». Установленная На передний план надпись закроет вопросительный знак. Задаем для "х" анимацию Вход – Выскакивание.

Остальные надписи получим копированием. Копируем готовую надпись, изменяем текст, добавляя «1,5». При копировании цвет фона и анимация сохраняются – это нам важно, не надо снова создавать такой же объект, с теми же параметрами и той же анимацией. Снова копируем, меняем «1,5» на «0,5». Это очень экономит время: при копировании сохраняется тип и цвет шрифта, заливка, анимация. Устанавливаем все надписи на свои места на слайде.

Для «лишних» надписей задана анимация Выход. Для фигурной стрелки анимация Перемещение. Просмотрите в конструкторе слайдов параметры для каждой анимации. Время начала для трех анимаций По щелчку, т.е. для просмотра всего сюжета слайда надо сделать только 3 клика. Для остальных анимаций задано время С предыдущим, или После предыдущего.

Слайд 15. Покажем детям фазанов. Сосчитаем сколько ног у фазана и сколько у кролика. Слайд-дубль 16 для работы над таблицей.

Вопросы для фронтальной работы с классом:

  1. что отразим в строках таблицы, о ком идет речь в задаче (фазаны, кролики);
  2. что отразим в столбцах таблицы (голов, ног у 1 животного, ног всего) и в какой последовательности, на какое условие нам надо выйти, чтобы «связать» все величины в уравнение.

При фронтальном обсуждении структуры таблицы, учитель работает с мышью. Чтобы не быть «привязанным» к компьютеру очень удобно пользоваться дистанционной мышью. Осталось пригласить к доске ученика составить и решить уравнение к задаче на доске (мелом). 

Как быстро нарисовать и анимировать таблицу?

Таблица нарисована инструментом Полилиния, все отдельные линии сгруппированы. Далее создаю две Надписи «фазаны» и «х». Остальные копируются, при этом сохраняется цвет и тип шрифта. Убеждаемся, что таблица идеальна.  Для таблицы (группа) задаем первую анимацию Вход – Выцветание, время – Очень быстро. Если какие-то надписи будут появляться одновременно, то их также желательно объединить в группу.

Важно. Для каждого объекта Надпись задавать отдельно анимацию не надо – это очень долго. Зажав клавишу Ctrl, выделяем щелчком все Надписи по порядку их выхода. Задаем анимацию Вход, Появление, Слева, время анимации – Быстро. И в списке анимаций появится сразу 12 анимаций. Таким образом, мы зададим одинаковую анимацию для всех Надписей из таблицы сразу. Это очень экономит время. Никогда не задавайте одинаковую анимацию для каждого объекта отдельно, только для всех сразу. Наш помощник – клавиша Ctrl.

Последний шаг: изменить время начала анимации для некоторых анимаций из списка, это «оптом» для всех сразу не получится. Работаем индивидуально с каждой.

Слайды 17-24. Примеры задач.

Рекомендую посмотреть презентацию к занятию последовательно в разных режимах. Сначала в режиме Показ слайдов (клавиша F5), затем в Обычном режиме. При просмотре в Обычном режиме откройте Конструктор слайдов-Настройка анимации (или Главное меню-Показ слайдов-Настройка анимации). 
Для просмотра текста используйте полосу прокрутки 

Методические разработки.
Примеры модулей с задачами
  • "Цифровые образовательные ресурсы для сопровождения уроков математики в 6 классе". Диплом I степени Всероссийского конкурса "Педагогические инновации".  Работа.  Разработано более 50 ресурсов:  Файлы
  • Математическая игра "Авторалли" для 6 класса. [ Скачать, 844,69 Kb ]  Сообщество учителей математики. ВиЭкс-М 2009. Свидетельство, Диплом.

© Савченко Е.М. 2009-2016