Савченко Е.М. - Применение презентаций для иллюстрирования определений в геометрии





Применение презентаций для иллюстрирования определений в геометрии
Меню сайта



Категории
Подготовка к ЕГЭ, часть С [17]
Моим ученикам [21]

Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Форма входа


Опросы
Чем, на ваш взгляд, обусловлены "двойки" на ЕГЭ?
Всего ответов: 2886

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Geo Visitors Map
Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Сегодня нас посетили
girly070584

Комментарии: 2052
Форум: 26/285
Гостевая книга: 93

Поиск

Кнопка сайта



Приветствую Вас, Гость · RSS 09.12.2016, 20:21


Занятие 15. В этом ресурсе мы рассмотрим алгоритмы работы над определениями в курсе геометрии, различные варианты закрепления новых понятий. Используя мультимедийные презентации, учитель может найти значительно больше вариантов организации работы в классе.

Сделать уроки геометрии более информативными и яркими помогут мультимедийные презентации. При изучении новых понятий, фигур, свойств фигур, можно не только увеличить объем представляемой информации, но и попробовать применить новые формы работы на уроке. Учитель может экспериментировать и найти наиболее  продуктивные формы применения мультимедийной презентации в своем классе. В одном классе необходимо отрабатывать, до полного осмысления одно и то же множество раз, поэтому необходимо разнообразие. В другом классе необходим более сложный уровень задач для закрепления.

Рассмотрим самый простой вариант работы над новым определением на уроке геометрии. Это анимированные слайды, где на экран последовательно выводятся объекты и надписи, выделяются на чертеже точки отрезки, углы. Несомненно, наличие таких модулей в медиатеке учителя, поможет проиллюстрировать изучение нового материала, показать интересные примеры. Показав, такой модуль, учитель может предложить обучающимся нарисовать треугольник в тетради, обозначить вершины другими латинскими буквами, выписать названия вершин, сторон и углов. Небольшие проверочные работы (возможно, с последующей самопроверкой) помогут проверить понимание изучаемого материала.

 
презентация к занятию
записка
скачать архив, 395 Kb

Можете задать вопрос или оставить комментарии
Форум    Письмо
Посмотрим презентацию в режиме онлайн. Сервис slideboomОпределения в геометрии
View more presentations or Upload your own.
Номер слайда вы можете увидеть на нижней панели плеера.
Для просмотра презентации делайте клик по области слайда.

Я предлагаю Вам в режиме онлайн  просматривать презентацию и одновременно знакомиться с содержанием занятия.br>
 
Для просмотра текста используйте полосу прокрутки 

Слайд 2. Рисуем весь слайд. Создав первую надпись, копируем ее методом «тащи и бросай». Изменяем только текст, а параметры шрифта в копиях сохранятся.

Зажав клавишу Ctrl, щелчками выделяем последовательно все объекты (рис.). Задаем анимацию Вход. Устанавливаем параметры анимации (начало: По щелчку; время: Очень быстро). Таким образом, записали сразу 5 (!) анимаций. Надписи будут появляться по щелчку.

рис
[Для увеличения рисунков кликните по изображению. Нажмите и удерживайте для перемещения].

Теперь я добавлю анимации Выделения для трех групп на слайде. В одной группе три точки. Для этой группы я записала анимацию Выделение, Мигание (Группа 26). Для отрезков-сторон треугольника, которые я нарисовала инструментом Полилиния, задана анимация Выделение, Изменение цвета линии (Полилиния 8). Еще одна группа – это три угла, для неё анимация Вход (Группа 4). Но все эти дополнительные анимации заняли место в конце списка (см. рис.). Их можно переместить на нужные позиции. Выделите щелчком в списке нужную анимацию. Зажав и удерживая ЛКМ, «тащите» ее на новое местечко, при этом значок видоизменяется. При выделении - это двойная стрелка. Когда начинаем перемещать вид курсора снова изменится.


Результат:


При «перетаскивании» строк наблюдайте за изменениями курсора. Значок  означает, что в это место нельзя  переместить строчку. Этот значок  – сигнал, что место свободно, сюда можно «сбросить» нашу анимацию. Научиться перетаскивать строки анимаций в списке очень важно. Это удобно при создании слайдов. Потренировавшись, вы поймете, что это доступно и быстро. Анимацию для группы 26 перетащим на 3 позицию. В режиме конструктора посмотрите на слайде 2, как изменился список анимаций.

Совсем не обязательно стараться настроить анимацию для всех объектов на слайде. Иногда полезно сэкономить или  оформить слайд совсем без анимации, чтобы она не отвлекала.

Слайд 3. Параллельными прямыми дети заинтересуются и у них обязательно возникнут другие ассоциации. Попросите детей привести свои примеры параллельных прямых. Помогите наводящими вопросами. Где в классной комнате, на улице, в квартире, на вокзале можно увидеть модель параллельных прямых.

Слайд 4. Этот слайд я показала детям, когда мы изучали трапецию. Паркет составлен из равных трапеций. Дети сразу сообразили, что цвета подобраны не случайно. Это цвета российского флага.

На слайде 5 приводится иллюстрация для определения равных треугольников. Как задать идеально точную анимацию Пути перемещения, я рассказала в ресурсе 13 «Анимация Пути перемещения». Этот модуль очень наглядно демонстрирует, что для равных треугольников соответственные стороны и углы равны.

Прозрачный треугольник MNS отправился в «путешествие» к треугольнику АВС. Убедимся, что треугольники равны. При наложении они полностью совпали.  

На слайдах 6 и 7 показаны практические способы построения параллельных прямых. В учебнике эти иллюстрации есть, но для понимания и осмысления этих иллюстраций лучше динамический рисунок, чем статический. Присутствие динамики на слайде отличает цифровой ресурс от «бумажного» пособия, и делает его более значимым на уроке, чем  иллюстрация в учебнике. Техника создания таких слайдов более сложная. Самое трудное было записать идеально точное перемещение. Я применила запись анимации Пользовательский путь, Полилиния. (Как задать идеально точную анимацию Пути перемещения, я рассказала в ресурсе «Анимация Пути перемещения»).

Слайд 8. В игровой форме можно организовать повторение. Работать с такими модулями можно не только в классе, где установлена мультимедийная доска. Чтобы поиграть достаточно проектора. Очень удобна мышь с дистанционным управлением, ведь ее можно передать в класс ученику и он со своего рабочего места выполняет маленький тест, делая клик мышкой. Обычно дети очень стараются не допустить ошибку, ведь неверный клик увидят все.

Сложно придумать такие задания, т.е. придумать игровой сюжет. Сложно и нарисовать такой слайд, т.к. надо компактно разместить множество объектов. Сначала рисуем весь слайд, используя инструменты панели рисования: Полилиния, Начать изменение узлов, Надпись, Заливка для надписей и для фигур, Группировка для картинок (обязательно), Выноски для ответов. Об инструментах панели рисования для создания чертежей я рассказала в ресурсе «Инструменты панели рисования». Когда все объекты готовы можно задавать анимацию.

Разберем подробно последовательность работы над записью анимации.

При щелчке по надписям «смежные углы», «вертикальные углы» появляется затемнение надписей. Как это сделать? Начнем работу с текстовым объектом надпись «Смежные углы». Щелчок ПКМ по надписи, команда Настройка действия  (см. рис.). Другой путь: Главное меню-Показ слайдов-Настройка действия.

В диалоговом окне Настройка действия, вкладка По щелчку мыши установите флажок «Выделить», нажмите кнопку "Ok". В режиме просмотра слайда, при щелчке по надписи, она выделится (затемнение). Аналогично задаем действие Выделить для надписей «Вертикальные углы», «Углы при основании равнобедренного треугольника».


Записываем первые две анимации. Для фигуры 4 «Смежные углы» записываем анимацию Пути перемещения- Нарисовать пользовательский путь-Полилиния. При правильном выборе ответа для приведенного текста определения, надпись «Смежные углы» переместится на новое место на слайде. Одновременно появится надпись «Щёлкни мышкой по чертежу, где ты нашел эти углы». Для неё задаем анимацию Вход-Выскакивание.

(Алгоритм*) Щелчком выделяем две строки с этими анимациями в списке анимаций, зажав клавишу Ctrl. Выделение выбранных строк анимаций будет обозначено прямоугольными рамками, вы их увидите. В меню выбираем Время (рис.).


Откроется диалог «Параметры эффекта». Работаем на вкладке «Время». Сделайте клик на кнопку «Переключатели», откроются два переключателя. Выберем Начать выполнение эффекта при щелчке. Рядом в раскрывающемся списке выбираем фигуру 4 (пользуемся полосой прокрутки справа). "Ok".

Теперь при клике на надпись «Смежные углы» (фигура 4) она переместится по экрану и одновременно появится надпись «Щёлкни мышкой по чертежу, где ты нашел эти углы». Подведем итог: в начале нашей работы мы выделили сразу две строки в списке анимаций и обе они начнут выполняться при щелчке по надписи «смежные углы».

рис

Теперь задаем анимацию Вход для выноски «Верно» и для надписи «Щелкни мышкой по другим картинкам». Эти две анимации начнут выполнятся при щелчке в режиме просмотра слайдов по параллелепипеду (группа 5), в грани которого изображены смежные углы. Далее работаем по тому же плану (*). Только в диалоговом окне «Параметры эффекта» в раскрывшемся списке всех объектов слайда делаем другой выбор: Группа 5.

Записав анимацию Вход для надписи «Вертикальные углы», аналогично задаем время начала анимации при щелчке по Группе 11 (окружность с вертикальными углами).

Время начала анимации для последней выноски «Углы при основании равнобедренного треугольника»: при щелчке по пирамиде (группа 18).

Маленький секрет. Часто в этом раскрывающемся списке десятки объектов и групп - это все объекты на слайде. Уменьшить этот список можно. Создавайте группы. Как узнать номер группы, а не записывать наугад на 5, 11 или 18? Можно записать анимацию на нужную нам группу и в списке анимаций вы увидите ее номер, а затем эту анимацию удалить.

Для данного слайда обязательно необходимо отменить смену слайдов по щелчку и установить управляющую кнопку перехода на следующий слайд. Ведь ученик, работая со слайдом в режиме показа, может «промахнуться» и сделать клик мимо объекта. Произойдет непроизвольная смена слайдов. Поэтому смену слайдов по щелчку надо отменить.

Скопировав этот слайд, я получила другой модуль с новым заданием - это слайд 9. Конечно, пришлось повозиться с новыми чертежами. Слайды 10, 11 - это аналогичные упражнения.

Игровых слайдов, можно составить множество. В игровой форме идет отработка понятий геометрии, с которыми дети впервые встречаются в 7 классе. Важно, чтобы обучающиеся «читали» чертеж, понимали значки геометрического чертежа.

Еще вариант маленькой игры представлен на слайде 12. При клике по надписи «медиана», на чертеже появляется надпись.

Важно. Не обязательно создавать новые надписи для новой игры. Скопируем уже имеющиеся надписи с «затемнением» с предыдущих слайдов. Изменим текст, размер. При клике по надписи в режиме просмотра слайдов надпись будет затемнена. Времени на создание новых слайдов затрачено будет меньше.

Задаем три анимации Вход для надписей на картинках. И для каждой задаем время начала анимации при щелчке по соответствующей надписи. Посмотрите в Конструктор слайдов-Настройка анимации, этот слайд не такой сложный.

Составим игровой слайд-маленький тест.

Слайды 13-14. Создаем первую надпись биссектриса  «СО». Для надписи «СО» задаем анимацию Вращение, т.о. будет обозначен неправильный ответ. Записываем время начала анимации в диалоге Параметры эффекта. Заходим в диалог Параметры эффекта, работаем по плану (*). Начало анимации при щелчке по фигуре СО.

Копируем эту надпись методом «тащи и бросай», копируется и установленное время начала анимации. На слайде в текстовом поле изменим надпись СО на ВК.

Загляните в список анимаций. Анимацию Вход для текста «Биссектриса» перетаскиваем на новую позицию (см. рис.). А  анимацию Вращение для фигуры ВК удалим. Это правильный ответ, вращаются у нас неправильные ответы.


Аналогично копированием создаем и следующие надписи. Здесь я не записывала время начала анимации для каждой следующей фигуры. В списке анимаций 9 раз записано Триггер:… А записала я его только 1 раз. Остальное все копии с внесенными изменениями.  Результат – слайд 14.  

Слайд 15. Тренировочные задания по определению вида углов (накрест лежащих). Также использована запись времени начала анимации с помощью триггера.

Слайд 16. Вместо скучных определений из учебника можно использовать красивый слайд. Слайд оформлен с помощью триггеров. Повторение определений медианы, биссектрисы и высоты (с последующей проверкой).

Слайд 17. Для устной отработки новых понятий по теме «Координаты вектора», 9 класс. «Новичок» заглянет в список анимаций и может подумать, что это очень долго и сложно: задать анимацию, написать все текстовые фрагменты слайда. На самом деле большинство анимированных объектов – это копии, т.е. надписи уже с записанной анимацией. Причем копировала, не по одной штучке, а сразу пару надписей: знак «?» и надпись с векторами. Сначала выделим два этих объекта, зажав клавишу Ctrl. А затем, методом «тащи и бросай» тянем в новую ячейку таблицы, зажав клавишу Ctrl. Копия получается мгновенно! В копии меняем только числа-коэффициенты разложения вектора по координатным единичным векторам (рис.).


Так же работаем в левой части таблицы. Создаем первую надпись, а затем копируем методом «тащи и бросай».    


Слайд 18. Это копия предыдущего слайда 17. Все анимации удалены. Вставлены рисунки-шторки. Это задание для самостоятельной работы на 1 мин. Четыре примера - для первого варианта, ниже четыре примера - для второго варианта. Самостоятельная работа с последующей проверкой, например, учащиеся могут поменяться тетрадями для проверки.

Слайд 19. Задание: оформите слайд. Подготовьте слайд для самостоятельной работы с последующей проверкой. Запишите ответы, копируйте мой первый ответ {3:4} (он уже есть на слайде). Установите шторки На передний план (или ответы соответственно – На задний план).  

Задайте анимации для шторок Выход-Выцветание. Согласитесь, что задания с последующей проверкой в презентации представить более удобно, чем на классной доске?

Многие определения в курсе геометрии ученики могут сформулировать самостоятельно. Презентационный материал составляем как путеводитель-проводник в мир знаний, которые дети могут добывать самостоятельно.

На слайдах 20-25 представлен фрагмент урока по теме «Трапеция». Фрагмент урока по работе с новыми понятиями.

Слайд 20.
Учитель. Дети, вспомним определение параллелограмма. Компьютер вам дает подсказки, даже подмигивает!
Ученик дает формулировку определения.
Учитель. А вот новая фигура, компьютер нам дает подсказку. Чем она отличается от знакомого нам параллелограмма? Называется эта фигура "трапеция". Попробуйте сами дать определение.
Ученики без труда дадут формулировку.

Слайд 21.
Учитель. Вспомним, какими свойствами обладают углы параллелограмма.
Ученик. В параллелограмме противолежащие углы равны. Сумма соседних углов параллелограмма равна 180º.
Учитель. А может и для трапеции есть подобные свойства углов.
Ученик. При параллельных прямых сумма односторонних углов равна 180º. Значит, сумма углов А и В равна 180º, т.к. это ОУ при АDIIBC и сек. АВ;  сумма углов С и D равна 180º, т.к. это ОУ при АDIIBC и сек. CD.

Слайд 22. Устная задача на закрепление свойства углов трапеции.

Слайд 23.
Учитель. При изучении треугольников, мы познакомились с разными видами треугольников. Какой треугольник изображен на рисунке?
Обычно дети говорят одно слово: прямоугольный. Просим развернутый ответ.
Учитель. И трапеция может быть прямоугольной. Придумайте определение.

Ученик. Прямоугольная трапеция, у которой есть прямой угол.
Учитель. Прочитаем точное определение… На самом деле у прямоугольной трапеции есть еще один прямой угол. Подумайте какой?
Ученик. Угол В. Сумма углов А и В равна 180º, т.к. это ОУ при АDIIBC и сек. АВ, значит, угол В тоже прямой.

Слайд 24. Посмотрим решение задачи №392 (а).

Учитель дает только одну подсказку: надо сделать дополнительное построение. Просмотр с комментированием. Шторка закрывается, а теперь восстановите решение задачи. Одного ученика вызвать к доске.

Слайд 25. В 7 классе мы изучали равнобедренный треугольник. И трапеция может быть равнобедренной. Попробуем дать определение равнобедренной трапеции. Далее идет изучение свойств равнобедренной трапеции, которые приведены в упражнениях №338(а, б) и признаков равнобедренной трапеции №389 (а, б).

Слайд 26. Еще вариант, как можно преподнести определение. Конечно, в одном классе можно просто дать определение. А в другом классе предложить творческое задание. В два мешка разложили треугольники. Каким образом эти треугольники поделили на две группы?

Мои ученики сразу увидели, что в синем мешке знакомые им отрезки треугольника: медиана, биссектриса, высота. Правда, серединный перпендикуляр не узнали, с ним встречаемся реже. Но зато заметили, что в желтом мешке тоже интересные отрезки. Все они соединяют середины сторон.

Слайд 27.  
Учитель. Составим определение средней линии треугольника. Продолжить предложение "Средней линией треугольника называется…"
Учитель. Сколько средних линий треугольника можно построить?
Для просмотра текста используйте полосу прокрутки

Методическая разработка.
Мастер-класс «Использование презентаций PowerPoint на уроках геометрии». [Скачать, 408,64 Kb]. Мастер-класс прошел в рамках международного семинара «Организация развивающего пространства в условиях интегрированного обучения детей: из опыта работы отдела образования г. Полярные Зори по реализации международного проекта «Приграничная гимназия».


© Савченко Е.М. 2009-2016