Лев Семенович Понтрягин - Замечательные математики <!--if(Математическая шкатулка)-->- Математическая шкатулка<!--endif--> - Каталог статей - Савченко Е.М.





Каталог статей
Меню сайта



Категории
Математический кружок [24]
Для любознательных учеников
Замечательные математики [5]

Форма входа


Опросы
Оцените новый дизайн сайта
Всего ответов: 2176

Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Geo Visitors Map
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня нас посетили


Комментарии: 2052
Форум: 26/285
Гостевая книга: 90

Поиск

Кнопка сайта



Приветствую Вас, Гость · RSS 04.12.2016, 02:51

Главная » Статьи » Математическая шкатулка » Замечательные математики

Лев Семенович Понтрягин
УГОЛОК   ДЛЯ   ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Цифры, знаки. Опять цифры ... Они появились всюду – на старых книгах, на заборах родного московского двора, на стенах. Мальчик еще не знал азбуки, а уже складывал числа.

Но потом было все иначе. В 13 лет случилось непоправимое. Ничего не подозревая Лева пошел на кухню, где горел примус, на котором стоял бак с кипятком. Когда мальчик проходил мимо бака, примус внезапно взорвался, бак подбросило, кипятком обдало лицо. Из больницы Лева Понтрягин вышел слепым на оба глаза. Будущее представлялось ему гнетущим, страшным. Самым тревожным стал вопрос, который прежде был предельно ясен и прост: как дальше учиться? Жизнь знала слепых музыкантов ( Бах), литераторов, адвокатов. Под силу ли будет ему математика?

Как то вечером к нему пришли товарищи по школе. Они рассказали о себе. О том как идет учеба. Лева сказал, что ему хочется одного вернуться в школу. Ребята горячо поддержали эту мысль. Нет зрения, но ведь у него умная голова, хорошая память.

Вопрос о допуске Понтрягина к школьным занятиям был поставлен на обсуждение педсовета. Сможет ли он учиться в обычной школе? На этот вопрос все -учителя ответили утвердительно: да, сможет! В старую дореволюционную гимназию его бы не приняли.

Лева с огромным упорством учился в школе и все больше задумывался над тем, что он будет делать, когда закончит ее. Ему казалось, что он должен стать музыкантом, пианистом. Изо дня в день по три часа Лева занимался музыкой. Но она не давала ему того удовлетворения, которое он испытывал, когда готовился к урокам математики. Раньше всех на уроке поднимает руку Понтряган, решивший задачу в уме. К доске идут двое Понтрягин и его друг Кириллов. Понтрягин диктует, Кириллов пишет.

В 8 классе Лева окончил весь школьный курс математики и под руководством учителя приступил к изучению высшей математики. Теперь он твердо знал, что по окончании школы посвятит себя изучению физико-математических наук. Осенью 1925 года Понтрягин был принят в Московский Университет. На лекции его неизменно сопровождает мама скромная седая женщина. Она выполняет поистине героический труд. Будучи по специальности портнихой, ежедневно читает своему сыну литературу по разнообразным отраслям математики. Окончив лишь 2 класса сельской школы она, естественно не знала  математики. Но в течении многих лет фактически выполняла обязанности «личного секретаря» сына, являясь его глазами. Татьяна Андреевна читала вслух научную литературу, правила корректуру его работ. Для этого ей пришлось научиться читать иностранную литературу.

Друзья не помнят случая, чтобы студент Понтрягин не был блестяще подготовлен к занятиям. Он проделывал и удерживал все сложнейшие математические выкладки в памяти. О своей деятельности Понтрягин говорил скромно: «Если я и сделеал что-либо доброе, полезное, то этим я обязан прежде всего советским людям. Они бережно и любовно растили меня, поддерживали в годы становления».

Чрезвычайно многообразен и содержателен был трудовой день академика Понтрягина: лекции в университете, занятия в математическом институте, руководство семинарами, работа с аспирантами, чтение научной и художественной литературы, газет и журналов. Лев Семенович находил время не только для науки, но и для посещения театров, регулярных гимнастических упражнений, катания на коньках, для приема гостей, отдыха и ухода за цветами.

Родина высоко оценила научный подвиг ученого: он награжден 4-мя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и "Знак Почета", его труды отмечены Ленинской и Государственной премиями. В 1969 г. ему присвоили звание Героя Социалистического труда.

Часто думают, что для занятий математикой необходимы особые способности. Так ли это? Конечно, хорошая память для занятий математикой нужна, но очень многие выдающиеся ученые-математики никакой особой памятью не обладали, а именно занятие математикой помогли им развить память. Недаром Ломоносов сказал: «Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит ". А Суворов сказал: «Математика гимнастика ума».

Царицей науки называли математику давно, но никогда она не вторгалась столь решительно во все отрасли человеческой деятельности, как сегодня. Пройдет время и недоучки, не знающие математики, не смогут работать ни на заводе, ни в колхозе, ни на транспорте. Знания, полученные в школе, будут в дальнейшем расширяться и углубляться. Об этом хорошо сказал A.П. Киселев «Я счастлив, что дожил до дней, когда математика стала достоянием широчайших масс».

  Ссылки 

http://ega-math.narod.ru/LSP/book.htm


Жизнеописание Л. С. Понтрягина,
математика, составленное
им самим.
рис


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ   ЗАДАЧИ

рис  рис   рис
Рисунки Савченко Е.М.


Категория: Замечательные математики | Добавил: le-savchen (01.09.2010)
Просмотров: 3190 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 4
1  
Решение занимательной задачи о веселом туристе, отправившегося на слет.

Пусть S - расстояние от дома туриста до места слета, выраженное в километрах. Тогда из первого условия найдем расстояние S1, пройденное туристом в первый день:
S1=S/3 -----(1)
Из второго условия найдем расстояние S2, пройденное туристом во второй день:
S2=(S-S1)/3=(S-S/3)/3=2S/9 ------(2)
Из третьего условия найдем расстояние S3, пройденное туристом в третий день:
S3=(S-[S1+S2])/3=(S-[S/3 + 2S/9])/3=(S-[5S/9])/3=(9S-5S)/27=4S/27-----(3)
Из последнего условия следует, что расстояние S равно:
S=S1+S2+S3+32-----(4)
Подставляя в (4) вместо S1, S2 и S3 их выражения (1), (2) и (3) соответственно, получим уравнение относительно S:
S=S/3 + 2S/9 + 4S/27 + 32, умножим обе части уравнения на 27, получим:
27S=9S+6S+4S+32*27, откуда (27-19)S=32*27, откуда S=(32*27)/8 =4*27=108 км

2  
Дети в 5 классе еще не могут решить такое уравнение, поэтому мы решаем, используя правило "как найти целое число по его дроби". А в 6 классе можно уже решить задачу алгебраическим способом, который вы привели.
Схема к задаче.



1). 32 : 2 *3 = 48 (км) оставшийся путь после 2-х дней.
2). 48 : 2 * 3 = 72 (км) оставшийся путь после 1-го дня пути.
3). 72 : 2 * 3 = 108 (км) весь путь.
В процессе решения можно подниматься по схеме и добавлять новые записи в схему. Конечно, чтобы решить таким способом, дети должны хороши понимать, как найти часть от числа, выраженную дробью, и как найти целое число по его части.

3  
Дело в том, товарищ Администратор, решение арифметическим способ требует от учащегося ясного понимания условия, вплоть до мелочей. Это на примере этой задачи решение выглядит доступным, но как правило для арифметического решения подобных заданий необходимо отыскивать в условии целое и его часть, что сделать не просто.

4  
Конечно, я согласна.
Мне, кажется, что детям надо показать, что способов решения любой задачи может быть несколько. Ведь и решают такие задачи не все, а только дети, которые понимают суть задачи. Пусть оба решения на этой страничке существуют: и арифметический и алгебраический способ вместе... biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© Савченко Е.М. 2009-2016